Эксперт «Российского Стадиона», спортивный функционер, член Союза журналистов России Владимир Славский продолжает рассуждать о необходимости принятия важных решений по модернизации системы отраслевых отношений и внутрироссийский соревнований в санкционный период.
Мировое спортивное движение зародилось давно и, естественно, за годы своего существования заложило свои правила поведения. Наша страна, в силу исторических событий, вошла в эту систему отношений значительно позже и, с первых же крупных международных стартов вошла в элиту сильнейших спортивных государств мира. И практически, на протяжение всего периода существования СССР, советские спортсмены доминировали в международных соревнованиях.
После развала СССР, страны СНГ и Россия ещё продолжали какое-то время по инерции доминировать. Но время и сложившаяся в стране обстановка наложили свой отпечаток на развитие российского спортивного движения, что и привели к катастрофическим последствиям, отразившимся на результатах российских спортсменов на олимпийских играх в Ванкувере и Лондоне.
И вот, на этом сложном этапе развития страны, наша власть принимает ряд сильнейших решений по проведению крупнейших международных соревнований в России, в том числе и Олимпийских игр в г. Сочи.
Создаётся Министерство спорта РФ, существование которого должно было стать стабилизирующим фактором для возрождения российского спортивного движения.
К этому моменту уже окрепли и национальные спортивные федерации, которые после развала СССР узаконили себя юридически и подтвердили своё согласие на равных войти в международные организации, с соблюдением установленных правил и уставов.
Таким образом, в организационном плане сложилась довольно мощная спортивная структура, которая и продемонстрировала свою силу в период подготовки и проведения крупных международных стартов, особенно феноменальную организацию зимних Олимпийских игр в г. Сочи и великолепные итоговые результаты российских спортсменов.
И, чтобы по поводу спортивных результатов наших спортсменов в Сочи не говорили, я считаю это великолепной победой России.
Казалось бы все! Дело пошло! Но, к огромному сожалению «получилось, как всегда». Подвели итоги. Получили награды и премии. И на этом — все успокоились. В том числе и так называемые кураторы на государственном уровне. Именно «кураторы», а не руководители, отвечающие за судьбу спортивного движения в стране. И в этом главная причина.
В советский период на государственном уровне управления спортивным движением было гораздо проще и оно шло, в основном, по двум основным направлениям.
Первое — это организационные вопросы, связанные с подбором и расстановкой руководителей спортивных организаций. И второе — оценка их деятельности по развитию спортивного движения в стране и выступлению советских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
И все. А дальше извините. Работайте товарищи, а мы посмотрим, как Вы справляетесь. А со стороны Правительства контроль и ещё раз контроль. Вот и вся структура государственного управления.
Что изменилось в спортивной структуре после развала СССР? Добавились общественные спортивные организации, в лице ОКР и федераций. В территориальном построении в России (при СССР) было 72 субъекта ,на сегодня их 75. Вот и все. Казалось чего проще — узаконить распределение обязанностей между государственными и общественными организациями и в путь. Но нет. Изменилось многое. И в первую очередь люди. Они пришли к управлению уже с другими целями. И пошло-поехало. Вот и боремся у себя дома до сегодняшнего дня. Это одна из основных проблем. А в целом их три — НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РАЗОБШЕННОСТЬ и БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ.
И эти проблемы на сегодня сплелись, как близнецы-братья, которые погрязли в заседаниях, постановлениях, совещаниях, бумажном крючкотворстве, форумах и комиссиях. А на практике — ускользание от конкретных дел, что и породило принцип – «никому ничего не нужно».
Причём хочу подчеркнуть, что эти проблемы укоренились до санкций.
А с введением санкций вырисовывается тенденция усложнения сложившейся ситуации. Вместо того, чтобы разобраться в своём доме и укрепить национальную спортивную систему, мы пытаемся породить аморфную международную деятельность. Это направление измотает всю нашу отраслевую систему управления окончательно.
Накануне правильное решение принял наш спортивный министр — «о временной отмене тренировочных сборов и соревнований, с участием сборных команд за рубежом». Надо избавляться от искусственной бутафории с проведением подобных стартов и в России. Наш путь — это набраться смелости и сказать самим себе правду о том, что существующая так называемая спортивная система в своей организации «запуталась». Надо избавиться от всего, что нам мешает. Не стоит поддаваться новым, непродуманным решениям и советам, откуда бы они не исходили.
На мой взгляд, выход из этой ситуации один:
СВОЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВО ГЛАВЕ СО СПАРТАКИАДОЙ НАРОДОВ РОССИИ — В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ У НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ СТЕРЖЕНЬ.
Поверьте, как только об этом будет объявлено, в стране воспрянет духом не только все наше спортивное сообщество, но и Россия в целом.
Ведь никто ничего в противовес этому национальному достижению предложить не может.
Не могут или не решаются?
КТО ЖЕ ОСМЕЛИТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС?
А почему бы не поднять этот вопрос в порядке дискуссии на форуме «Россия –спортивная держава» в г. Кемерово?
член Союза журналистов России