Меню

На главную

Новости


Павел Лях: «Потенциал Прикамья безграничен»

gran-prix-5-6-sep-2015

К проекту «Пермь Великая» подключились более трех десятков инвесторов.

Еще в конце прошлого года стало известно о том, что Пермский край вошел в число участников федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». О ключевых составляю­щих проекта «Пермь Великая», туристическом потенциале региона и перспективах развития разных видов спорта IN беседует с министром физической культуры и спорта нашего региона Павлом Ляхом.

– Павел Александрович, «Пермь Великая» – довольно громкий и многозадачный проект. С чего начнете его реализацию?

– Учитывая географические особенности Пермского края, уникальные природные объекты и памятники, туристические ресурсы нашего региона, – безграничны. К сожалению, сегодня мы не полностью используем те возможности, тот туристический потенциал, который имеется у Прикамья. Соответственно и финансовую выгоду мы извлекаем не полностью. У туризма же один принцип – приносить доход. Иными словами, на развитии туризма сегодня могут и должны зарабатывать деньги и бизнес, и государство в виде налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Надо сказать, что момент для реализации государственной программы по развитию внутреннего туризма сегодня выбран самый подходящий. Сложившаяся экономическая ситуация заставляет людей переосмысливать собственное отношение к туристическим объектам, расположенным на территории региона, обращать пристальное внимание на существующие внутренние туристические маршруты. Заинтересовал внутренний туризм и инвесторов. Потому Министерством физической культуры и спорта Пермского края впервые и была разработана локальная краевая программа по развитию именно внут­реннего регионального туризма.

– Это первая подобная программа? До нее Пермский край на туристических картах был «белым пятном»?

– Если говорить об общей программе развития туризма, охватывающей весь регион, то – да, «Пермь Великая» первая подобная программа. Прикамье не имеет прямого выхода к морю, у нас нет альпийских гор, как в Швейцарии, минеральных вод, как на Кавказе. Да и климат у нас, согласитесь, не курортный. Однако эта совокупность факторов ничуть не умаляет наших возможностей с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Именно для того, чтобы полностью задействовать туристическую мощь Прикамья, мы совместно с научным сообществом – специа­листами Пермского государственного нацио­нального исследовательского университета и разработали краевую программу развития внутреннего туризма, в рамках которой будет реализовываться проект «Пермь Великая».

Если говорить в целом о туризме – то нельзя сказать, что до нас никто ничего не делал. Пермский край знают – Кунгурская ледяная пещера, например, пользуется мировой популярностью, туда стекаются туристы не только со всей России, но зачастую и стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако такие «знаменитые точки» на карте края – это лишь малая толика того результата, который может принести имеющийся туристический потенциал региона.

– Расскажите о ключевых аспектах этого проекта. Что от его реализации получит регион и муниципалитеты?

– Суть проекта «Пермь Великая» заключается в том, чтобы полностью раскрыть те туристические возможности, которые сегодня есть у муниципалитетов Пермского края. Например, наш регион богат естественными водоемами – у нас огромное количество рек, приспособленных для рыбалки, сплавов и круизов. Конечно, сердцевину круизного туризма Прикамья составляет Кама. И это надо ис­по­льзовать!

Прорабатывая стратегические направления развития внутреннего и въездного туризма, мы условно разбили наш регион на пять зон – кластеров. Четыре из них уже включены в проект «Пермь Великая». В этих четырех кластерах мы выделили потенциальные «точки притяжения» туристов и предложили всем муниципалитетам, расположенным на территории этих четырех зон, оформить соответствующие заявки.

Ключевая составляющая ­заявки муниципалитетов – наличие инвестора, готового вкладывать средства в развитие туристического бизнеса в том или ином муниципалитете. И к концу 2014 года 16 муниципальных образований Прикамья успешно справились с поставленными задачами. Сегодня 32 инвестора – я бы хотел подчерк­нуть, что все они налоговые резиденты Прикамья, проявили интерес к проекту «Пермь Великая». Причем большинство инвесторов – это местный бизнес, уже успешно развивающийся на территории того или иного муниципалитета.

Конечно, у каждого инвестора – свой инвестиционный проект, но все они связаны со строительством масштабных туристических объектов – гостиниц, гостевых домов, турбаз, баз активного отдыха. Единственным исключением является Гремячинский район, где будет построен парк «Усьва», включающий современный горнолыжный комплекс.

– То есть проект будет реализован на частные средства?

– Семьдесят процентов стоимости реализации проекта «Пермь Великая» – это деньги частных инвесторов. Еще 25% мы планируем привлечь из федерального бюджета, четыре процента – из регионального и лишь один должны составить средства муниципальных образований, участвующих в проекте. Общая стоимость реализации проекта –

2 млрд 100 млн рублей, при этом чуть больше 100 миллионов будет выделено из краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований и порядка 600–700 млн рублей – из федерального бюджета.

Причем бюджетные средства будут направлены исключительно на развитие инфраструктуры – строительство дорог, сетей электроснабжения, газо– и водоснабжения, связи. Наша ключевая задача на 2015 год и первый квартал 2016 года – подготовить всю необходимую проектно–сметную документацию, представить ее на государственную экспертизу. В ближайшие годы мы должны синхронизировать подведение инфраструктуры к будущим туристическим объектам и строительство данных объектов.

– То есть только четыре зоны включены в проект «Пермь Великая»? Будет ли у последней зоны возможность войти в проект позже?

– В конце 2014 года стало понято, что наш регион прошел первый этап конкурсного отбора Ростуризма и может претендовать на софинансирование из федерального бюджета в рамках утвержденной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». И именно о финансировании в рамках этой программы мы говорим о четырех зонах и 16 муниципалитетах, которые уже готовы войти в программу.

Однако это не значит, что остальные муниципальные образования не могут претендовать на участие в проекте «Пермь Великая». Чем больше муниципальных образований мы сейчас привлечем, чем больше инвесторов подключим к реализации проекта, тем большие средства нам могут быть выделены из федерального бюджета на развитие туристического направления в Прикамье.

В проект «Пермь Великая» пятый кластер, включающий такие территории, как Ныроб, Красновишерск, север бывшего Коми–Пермяцкого автономного округа, не вошел по одной простой причине – сроки на подачу заявки на участие в указанной федеральной целевой программе были очень сжатые. Думаю, что к разработке с точки зрения развития туристического потенциала территорий, отнесенных к пятому кластеру, мы приступим в следующем, 2016 году.

Есть и еще одна территория, которая до сих пор не вошла в проект «Пермь Великая», – это столица нашего края. В настоящее время мы ведем усиленную работу с администра­ц­ией Перми, чтобы она подготовила соответствующую заявку.

– А что именно будет создаваться в этих территориях? Ведь только гостиниц и баз отдыха для привлечения туристов недостаточно…

– «Пермь Великая» предполагает создание в регионе четырех тематических парков – уникальных туристических объектов, связанных общими культурно–историческими традициями и концепцией. Специфика каждого парка определяется его географическим местоположением и характером исторического наследия: «Усьва», о котором мы упоминали ранее, будет сосредоточен в Гремячинском районе, центром парка «Белая Гора» станет Кунгурский район, «Ашатли» – Бардымский район и «Парма» – Ильинский район.

– Кто стал ключевым инвестором проекта «Пермь Великая»?

– Не хотелось бы кого–либо особо выделять. Самый финансово затратный проект – строительство парка «Предуралье», планирующееся в Кунгурском районе известной компанией CustomCapital. Стоимость строительства, по предварительным данным, составит порядка 400 млн рублей. Второй по объему финансирования проект – строи­тельство парка «Усьва» в Гремячинском районе, его стоимость инвестор АО «Усьва» оценивает в 200 млн рублей. В числе инвесторов «Перми Великой» и группа компаний «Телец», и Центр экологического туризма «Зеленый ветер», и пантоцентр «Оленья застава».

Могу сказать, что я лично встречался с каждым инвестором, и все они, несмотря на сложную экономическую ситуацию, подтвердили свое желание участвовать в проекте.

– Какие–то ключевые цели вы в рамках программы «Пермь Великая» ставите?

– Конечный результат, на который мы должны выйти, – это увеличение туристического потока с 700 тысяч человек в год до 2 миллионов. Более того, все затраты из краевого бюджета на подготовку проектно–сметной документации и строи­тельство новых объектов инфраструктуры должны вернуться в бюджет Прикамья в виде налоговых отчислений в восьмилетний срок. Еще один важный положительный аспект реализации проекта «Пермь Великая» – создание порядка 700 новых рабочих мест. Для Прикамья это внушительная цифра, учитывая экономические факторы и ситуацию на рынке труда в отдельных муниципальных территориях.

– С туризмом более или менее понятно. А как быть тем территориям, где заинтересованы не в развитии туризма, а в развитии спорта? Есть ли готовность у местного бизнеса вкладывать средства в проведение спортивных мероприятий?

– Когда бизнесу будет интересно вкладывать средства в подобные мероприятия? Лишь тогда, когда они будут пользоваться огромной популярностью у зрителей. У нас мероприятия, представляющие такой интерес, есть. Например, это Кубок мира по прыжкам на лыжах с трамплина и по лыжному двоеборью и Гран При, проходящие в Чайковском. Оба мероприятия, безусловно, представляют живой интерес для зрителей.

Но, как и любой вид спонсирования, привлечение прикамского бизнеса к проведению подобных спортивных мероприятий предполагает проведение масштабной предварительной и трудоемкой работы с самим бизнес–сообществом. Мы рассчитываем, что уже в этом году очередные Гран При, которые будут проходить в Чайковском в сентябре, привлекут внимание спонсоров и инвесторов. К примеру, телевизионные трансляции мы уже планируем проводить не за счет бюджета, а за счет спонсорских средств.

– То есть в Прикамье есть инвесторы, готовые вкладывать средства не только в развитие туристического бизнеса, но и профессионального спорта?

– Безусловно. В бюджете любого спортивного клуба не менее 50% – это средства спонсоров. И это практика не только отдельно взятого нашего региона, а общемировая.

К примеру, если в региональном бюджете мы видим строку расходов – развитие профессионального спорта – 400 млн рублей, то эту цифру необходимо как минимум умножить на два. Так мы ведем объективную цифру инвестиций, которые тратятся на поддержку и развитие профессионального спорта. И, разу­меется, инвесторы, которые не только готовы вкладывать средства в профессиональный спорт, но и успешно на протяжении не одного года делают это, в нашем регионе имеются.

Екатерина Леонова

22.05.15. Деловой Интерес.

Поделиться
Класс!