«Мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь!»
А.С. Пушкин.
«И у врага дозволено учиться».
Овидий
Обсуждая проблемы российского двоеборья, довольно часто на различных интернет-форумах люди предлагают – давайте построим в России 100 трамплинов, и «будет нам счастье». Не вдаваясь в финансово-эконом
На сегодня по данным статистики в России начитывается 79 штатных тренеров по лыжному двоеборью. Из них только около 60% имеют высшее физкультурное образование. При этом практически все эти тренеры сами были двоеборцами или прыгунами. Образование они получали в бытность спортсменами, когда обучению могли уделять минимум времени.
Но самое печальное, что имеющийся уровень отечественного спортивного образования с каждым годом все более отстает от уровня аналогичного образования других стран – Германии, Австрии, Словении и т.д. Во всяком случае, это утверждение справедливо по отношению к лыжному двоеборью.
Ведь за последнюю четверть века в нашей стране не подготовлено ни одного учебно-программн
Для решения этой задачи Федерацией прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России предлагается путь, которым в свое время пошел Петр I. Великий реформатор «дабы извлечь недорослей из тьмы невежества», создавая систему отечественного образования и науки, не стеснялся пользоваться зарубежным опытом. «Европейские соседи» при этом считались одновременно и соперниками, и учителями. Результатом такого подхода стало не просто создание российской научной элиты и построение системы образования – XVIII век стал временем расцвета российской цивилизации, науки и литературы.
Мы начали с семинаров — в прошедшем сезоне по инициативе и при непосредственном участии нашей Федерации была проведена целая серия учебных семинаров. Несколько семинаров по актуальным вопросам подготовки в прыжках на лыжах с трамплина провел специалист с мировым именем – Б. Йост, являющийся профессором Люблянского университета и главным консультантом сборной Словении по прыжкам на лыжах с трамплина.
Как показал опыт, такие семинары являются необходимыми, но недостаточными условиями для решения задачи повышения профессиональног
За основу была взята используемая в ведущих университетах Европы система ENSSHE (European Network of Sport Sciences inHigher Education – Европейская сеть спортивной науки в высшем образовании). Именно на базе этой системы была разработана 3-уровневая 5-ступенчатая программа подготовки тренеров, успешно применяемая в Люблянском Университете (Словения). В настоящее время эта программа адаптируется специалистами Чайковского государственного института физкультуры (ЧГИФК) под требования отечественного законодательства в сфере образования.
Предполагается, что с началом предстоящего учебного года указанная программа будет запущена в ЧГИФК в «пилотном» варианте и для ФПК, и для бакалавриата. При этом будет апробироваться не только содержание программ, но и способы подачи учебного материала, например, с использованием системы MOODL (Modular Object—Oriented Dynamic LearningEnvironment – модульная объектно-ориенти
Такая форма учебного процесса, помимо всего прочего, позволит привлекать для преподавания «громкие» имена – от известных профессоров российских и европейских спортивных университетов, до элитных тренеров ведущих команд мира. Это, в свою очередь, позволит студентам – действующим спортсменам, находящимся на учебно-тренирово
Помимо собственно образовательного процесса существуют и другие методы повышения квалификации тренеров. Известно, что чрезвычайно эффективными в этом смысле являются практические занятия под руководством высокопрофессион
Несмотря на то, что организация подобных стажировок является весьма серьезным мероприятием с финансовой точки зрения, основным лимитирующим фактором остается «языковой барьер» — недостаточный уровень знаний иностранных языков нашими специалистами.
Следует отметить, что «отсутствие языка» у большинства отечественных преподавателей и студентов-спортс
Тем не менее, работа по организации стажировок ведется, и, будем надеяться, в следующем году нам удастся направить на стажировку в один из зарубежных центров небольшую группу отечественных детских тренеров.
К сожалению, то, что разрушалось десятилетиями, невозможно восстановить за год. Восстановление и модернизация отечественной системы подготовки и переподготовки тренерских кадров в лыжном двоеборье потребует достаточно много времени и сил. Но как гласит древняя китайская мудрость – «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага».
Хочется надеяться, что описанные выше начинания в области образования, будут тем первым шагом, с которого начнется построение современной, научно-обоснован
Вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России |
А.А. Беккер |