27 декабря 1979 года вошел в историю прыжков с трамплина. В этот день в Кортина д’Ампеццо прошли первые соревнования Кубка мира. Без большинства топ-команд. С проблемами с телетрансляцией. В тени скандала с экипировкой. С мнениями об убийстве романтизма дисциплины. И по сей день полных результатов в открытом доступе нет. Однако 45 лет спустя никто не может представить себе зиму без борьбы за Хрустальный глобус.
Наша история должна начаться в 1966 году. Во время чемпионата мира по горным лыжам, проходившего в Портильо (Чили), было принято решение учредить Кубок мира по этой дисциплине. Революционный цикл состоял из семнадцати стартов для женщин и мужчин. Историческое соревнование по слалому, состоявшееся 5 января 1967 года в Берхтесгадене, выиграл австриец Генрих Месснер. Однако абсолютным победителем стал легендарный француз Жан-Клод Килли. В женском зачете лучшей оказалась канадка Нэнси Грин.
Вслед за успехом горных лыж в конце 1960-х годов появились первые попытки ввести Кубок мира по прыжкам с трамплина. Однако все планы были выброшены на помойку. Организаторы уже известных мероприятий, таких как Турнир четырех трамплинов или Лыжный фестиваль в Холменколлене, отвернулись от мероприятия, которое могло бы стать соревнованием, полностью контролируемым Международной федерацией лыжного спорта.
Прошло еще несколько лет. В лыжных гонках уже была своя серия, а стартовали соревнования – первоначально в тестовой форме – в сезоне 1973/1974. В конце 1970-х годов вопрос организации Кубка мира по прыжкам с трамплина вновь набрал обороты и стал одной из главных тем во время 27-го «Турне четырех трамплинов», проходившего на рубеже 1978 и 1979 годов. На этот раз идея была реализована на майском конгрессе FIS в Ницце. В ходе голосования 38 человек высказались за установление цикла, 27 были против и 21 воздержался при голосовании.
Было запланировано два тестовых выпуска Кубка мира по прыжкам с трамплина, после чего должно было быть принято решение о дальнейшей судьбе серии. В первый год за подготовку и организацию мероприятия от имени FIS отвечал австриец Эммерих «Пуци» Пепойниг, один из инициаторов Турне четырех трамплинов. Для повышения интереса к теме Кубка мира в его календарь планировалось включить все важнейшие мероприятия, такие как уже упомянутый ТЧТ, а также Швейцарский турнир, Неделю лыжных полетов, лыжные фестивали в Осло, Лахти и Фалуне, а также Мемориал Бронислава Чеха и Елены Марусарзовны в Закопане. Большинство соревнований должно было транслироваться по телевидению, что было призвано лишь повысить престиж Кубка мира.
К участию в организации первого Кубка мира были приглашены все ведущие страны в этом виде спорта, за исключением США, которые были заняты подготовкой к XIII зимним Олимпийским играм в Лейк-Плэсиде. Предложение остальных стран было отклонено Советским Союзом, а со временем и Германской Демократической Республикой, которая первоначально должна была принять апрельский финал сериала в Обервизентале. Создание кубковых конструкций в прыжках на лыжах с трамплина понравилось не всем. Раздавались голоса, что романтика, связанная с этим видом спорта, исчезнет навсегда.
— После соревнований по горным и лыжным гонкам у прыгунов с трамплина есть свой кубок. Каждый «кубок» требователен. Это заставляет соревноваться в разных странах, сидеть на чемоданах, постоянно путешествовать, — писал в августе 1979 года журналист газеты «Przegląd Sportowy» Мариан Маценауэр. -Похоже, что кубки положили конец своеобразному романтизму в лыжном спорте. Здесь нет места сантиментам, собственным стартовым планам, симпатиям и антипатиям. Все подчинено очкам, амбициям федерации, собственничеству компаний, занимающихся лыжным снаряжением, а пресса все еще подливает масла в огонь, — добавил Маценауэр.
Однако никто не заставлял спортсменов принимать участие на протяжении всего сезона Кубка мира. Напротив, FIS разработала правила, согласно которым в премьерном выпуске в генеральную классификацию засчитывались только 13 лучших результатов каждого прыгуна (т.е. половина из запланированных 25 соревнований). В последующие годы федерация сохраняла аналогичное правило, однако разделив сезон на две половины. Если страна проводила более двух соревнований, только два лучших выступления на этих соревнованиях засчитывались в итоговую классификацию, что в конечном итоге затрагивало только швейцарский турнир с участием трех городов. Лыжные полеты из-за небольшого количества этих объектов были исключены из национальных ограничений. Однако в FIS согласовали, что во время полетов соревнования Кубка мира будут проводиться одновременно на «классических» объектах в другом городе для участников, не почувствовавших готовности стартовать на гиганте. Однако такое решение имело место только в первых двух тестовых сезонах Кубка мира.
Для первого выпуска серии для генеральной классификации Кубка мира была выбрана оценка из 15 человек. Победитель старта получил 25 баллов, а 15-й участник — очко. Как оказалось, система подсчета очков оставалась неизменной на протяжении четырнадцати сезонов, и только перед зимой 1993/1994 года она была изменена на ныне известный формат из 30 прыгунов.
Каждая страна имела право отправить на соревнования Кубка мира по 8 прыгунов. В случае с принимающей командой изначально предполагалось, что это число составит 15 спортсменов. Однако норвежцы заявили, что не могут представить себе столь скромное представительство своей нации на традиционном ежегодном соревновании на Холменколлбаккене. Наконец, перед началом зимы максимальная сумма для хозяина соревнований была увеличена до 23 мест. Однако это не помешало японцам выставить… более 60 прыгунов на кубковые соревнования в Саппоро. Однако это была разовая акция, и в следующем сезоне азиатам не разрешили повторить ее.
FIS также удалось заключить контракт с титульным спонсором Кубка мира по прыжкам с трамплина. В этой роли первые четыре сезона выступала итальянская компания по производству одежды Ellesse. А поскольку шефство взяла компания из Италии, этой стране выпала честь организовать первые в истории соревнования Кубка мира. Выбор пал на олимпийский трамплин для прыжков с трамплина Зуэль в Кортина д’Ампеццо, где начинались усилия по организации зимних Олимпийских игр в 1988 году, а соревнования, назначенные на 27 декабря 1979 года, должны были послужить частью продвижения кандидатуры.
Выбор организатора и даты не обошёлся без споров. Сант-Мориц, где уже много лет проводились рождественские соревнования по прыжкам 26 декабря, не скрывал своего возмущения. Из-за решения FIS швейцарцы были вынуждены перенести соревнования на 23 декабря. Прыгуны с трамплина ГДР не отказались от традиционных рождественских соревнований в Оберхофе и поэтому отсутствовали в Кортина д’Ампеццо. И это не только они. На старте первых соревнований Кубка мира не было прыгунов из Чехословакии, Финляндии, Норвегии, Польши и Советского Союза. Все были сосредоточены на последних штрихах и внутренних испытаниях перед Турне четырех трамплинов. Австрийцы, приехавшие в Италию сильнейшим составом, пошли совсем по другому пути. Ведущие команды также представили, в частности: команды из Швейцарии, Югославии, ФРГ и Италии.
Соревнования в Италии также стали началом изменений в регламенте экипировки. ФИС запретила использование костюмов из воздухонепроницаемых материалов, из-за чего во время полета прыгуна костюм надувался, как воздушный шар. Также были определены размеры лыж, которые должны были составлять максимум 2,5 метра в длину, 10-11 сантиметров в ширину.
В итоге в соревнованиях в Кортина д’Ампеццо приняли участие 77 участников, в том числе двое 15-летних — Стив Коллинз из Канады и Томас Клаузер из Германии. В среду, 26 декабря, был проведен тест на трамплине, в ходе которого рекорд установки Зюэля — 87 метров — сравнял австриец Клаус Тухшерер. Ненамного ближе, ведь на 86-м метре приземлились его соотечественники — Тони Иннауэр и Альфред Гройер, а также японец Такафуми Кавабата.
Однако не обошлось без разногласий. Австрийцы и швейцарцы вышли на соревнования с модифицированной версией задних креплений, которые они использовали уже давно. У них был специальный рычажок, который, когда прыгун в полете поднимал пятку, натягивал тросы, крепящие обувь. Таким образом, участники соревнований лучше контролировали свои лыжи и избегали полета под опасным углом. Однако FIS голосом своего генерального секретаря Джана Франко Каспера решила, что изменения отменяют одобрение федерации на это оборудование, на которое команды смогут снова подать заявку только до следующего сезона. Об изменениях в регламенте команды должны были узнать в Кортине за день до соревнований. Перед началом соревнований прошла встреча с тренерами всех команд. Тренеры заинтересованных команд — Бальдур Преймл и Эвальд Рошер — пригрозили бойкотировать соревнования со стороны своих команд. После обсуждения было принято решение разрешить спорные рычажки к использованию.
В четверг, 27 декабря 1979 года, около 12:30 начались исторические соревнования Кубка мира. Тони Иннауэр стал героем первой серии соревнований. 21-летний австриец, которого несколько лет назад называли вундеркиндом в прыжках с трамплина, взлетел на дистанцию 88,5 метра, установив новый рекорд трамплина в Кортина д’Ампеццо.
Его соотечественники отставали от Иннауэра. Хуберт Нойпер (87,5 м) был вторым, отставая на 2,6 очка. Третьим стал Армин Коглер (87,5 м). Сразу за тройкой лидеров оказались швейцарец Хансйорг Суми (88 м), 15-летний канадец Стив Коллинз (87 м) и японец Хирокадзу Яги (87 м).
Финальный раунд закрепил триумф Тони Иннауэра, который на этот раз приземлился на 88 метров. Победа на первом в истории Кубке мира стала для 21-летнего спортсмена возвращением на вершину после нескольких неудачных лет. В 1975 году Иннауэр был назван претендентом на олимпийское золото на Играх в Инсбруке. Однако на соревнованиях на Бергизеле ему пришлось признать превосходство своего товарища по команде Карла Шнабеля. Юноша воспринял серебряную медаль на Олимпиаде как неудачу, которая повлияет на его участие в последующие годы. Олимпийский вице-чемпион и рекордсмен мира на дистанции полета (176 метров в Оберстдорфе в 1976 году) выступал все хуже и все чаще падал. Одно из падений полностью исключило его из соревнований в сезоне 1978/79. Победа в Кортина д’Ампеццо сразу поставила Иннауэра в число претендентов на медаль на следующей Олимпиаде, которая должна была пройти в Лейк-Плэсиде менее чем через два месяца.
Первый в истории этап Кубка мира также принес первый подиум, состоявший из прыгунов одной команды (Австрии). Хуберт Нойпер (87 м) сохранил за собой второе место, отстав от победившего Иннауэра на 6,7 очка. Третье место занял Альфред Гройер (88 м), который к середине соревнований был девятым. Четвертым стал Хансйорг Суми (87,5 м), пятым — Хирокадзу Яги (88 м), а шестым еще один австриец Ханс Миллониг (87,5 м).
Нельзя отрицать, что на первом в истории этапе Кубка мира доминировали представители Австрии. Хотя на старте не было представителей ГДР, Норвегии, Финляндии или Польши. Прыгуны Бальдура Преймла уверенно справились с ведущими представителями Японии, Швейцарии, ФРГ и Италии. СМИ искали причины доминирования Тони Иннауэра и команды Австрии. Помимо безупречной техники и стиля полета прыгунов, внимание уделялось… диете. Что ж, австрийцы за год почти полностью стали вегетарианцами. Их еда состояла в основном из рубленой пшеницы, воздушного риса и молока.
— Помимо того, что такая диета приводила к снятию нервного напряжения, расстройств желудка и многих других проблем, всегда преследовавших прыгунов, она еще и улучшала их психическую кондицию. Наши прыгуны чувствуют себя легче и безопаснее в полете, — заявил тренер Преймл в интервью итальянской газете La Stampa, который в шутку назвал пищевые привычки австрийцев «воробьиной диетой».
Первые соревнования в Кортина д’Ампеццо также связаны с провалом телевидения RAI, которое должно было отвечать за трансляцию соревнований в стране-организаторе. Первоначально станция установила начало трансляции в 11:25, но тогда планировалось провести лишь пробную попытку. RAI пришлось внести изменения в расписание, но при этом не захотело менять время вещания службы новостей, запланированное на 13:00. В результате итальянцы наблюдали за соревнованиями не в прямом эфире, а в дневной ретрансляции. Лишь две станции в мире вовремя показали прямую трансляцию соревнований – австрийская ORF и французская Antenna 2.
Через три дня Re,jr мира уже был в самом разгаре благодаря Турне четырех трамплинов. Соревнования, состоявшиеся в Оберстдорфе 30 декабря 1979 года, с участием всех лучших прыгунов мира, выиграл Йохен Даннеберг из ГДР, обойдя австрийцев — Нойпера и Гройера.
Победителем первого сезона Кубка мира стал Хуберn Нойпер, который был доволен вторым местом в Кортина д’Ампеццо. Сразу за ним классифицировали Армина Коглера, а поляк Станислав Бобак был третьим.
А как насчет победителя этапа в Кортине? Тони Иннауэр в очередной раз показал себя лучшим на кубке в Энгельберге. Весь сезон он закончил на 9-м месте в генеральной классификации, а на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде завоевал олимпийское золото на нормальном трамплине. Однако к кубковым соревнованиям он так и не вернулся, так как последующие травмы помешали продолжению его карьеры. Официально о своем уходе из спорта он объявил в 23 года, после чемпионата мира в Осло, где занял 29-е место на соревнованиях Мидстубаккен. Иннауэр сосредоточился на образовании, а в последующие годы работал тренером, а затем спортивным директором сборной Австрии.
И на этом эта история могла бы закончиться. Однако есть еще один вопрос для обсуждения. Результаты старта, а точнее… их отсутствие Спустя 45 лет после соревнований в Кортина д’Ампеццо полная документация обо всех участниках этого исторического соревнования остается утерянной. Поиск полных результатов конкурса 27 декабря 1979 года продолжается и по сей день.
— Результаты от Кортины мы найдем, — уверяет Сандро Пертиле, нынешний директор Кубка Мира. Так что остается только ждать.
45 лет назад Кортина д’Ампеццо стала местом исторического события, хотя, наверное, в то время мало кто подходил к соревнованиям таким образом. Отсутствие нескольких ведущих команд, нормативные противоречия, проблемы с телевещанием и доминирование одной нации. Это было не идеальное начало, но именно так родилась важнейшая серия соревнований во всей дисциплине, без которой теперь невозможно представить как спортивную, так и телевизионную зиму. Ведь тот, кто поднимет Хрустальный глобус после последних соревнований в Планице, может с полной осознанностью сказать: «Я был лучшим прыгуном с трамплина в мире на протяжении всего сезона». И это сложно отрицать, ведь победа в зачете Кубка мира – одна из самых заветных мечтаний каждого прыгуна с трамплина, и для достижения этой цели необходимо четыре месяца соревнований высокого уровня.
источник skijumping.pl