Олимпийцы Прикамья
Часть 13. Сергей Червяков
В детстве Сергей ничем особым не отличался от своих сверстников. Был подвижным, шустрым парнишкой. В третьем классе с друзьями пришел в секцию прыжков на лыжах с трамплина к тренеру Николаю Ваганову.
Далеко идущих планов не было, записался за компанию. И результаты долго не приходили, потому что Червяков считал этот занятие простым увлечением.
Да и кумиров в спорте у него не было. Кто бы мог тогда предположить, что через некоторое время из не подававшего надежды в спорте парня вырастет мастер высокого класса по лыжному двоеборью, который станет спортивной гордостью Прикамья.
Сергей Червяков родился 13 января 1959 года в Лысьве. Мастер спорта международного класса по лыжному двоеборью. Выступал в составе сборной СССР с 1979 по 1989. Неоднократный чемпион СССР и обладатель Кубка СССР. Бронзовый призер чемпионата мира в командном первенстве.
Участник Олимпийских игр в Сараево (1984) и Калгари (1988). Много лет был на тренерской работе. Был президентом общественного фонда ветеранов лыжного спорта «Трамплин» и вице-президентом всероссийской федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью.
С годами азарт брал аппетит, и заметный прогресс у спортсмена наметился, когда он учился в 8 классе. Сергей поверил, что спорт для него всерьез и надолго в 1976 году, тогда парню было 17 лет.
В родном городе Червяков стал победителем первенства профсоюзов СССР, после этого попал в профсоюзную сборную страны.
Через год в ее составе успешно выступил на первенстве СССР в Кизеле, получил приглашение в главную сборную страны.
Затем армия, служба в ЦСКА, где пришли и первые успехи в соревнованиях среди взрослых спортсменов.
У лысьвенского спортсмена была надежда, что его успехи на виду у тренеров национальной сборной, и он может рассчитывать на попадание в состав для участия в московской Олимпиаде-80. Увы, мечте не суждено было сбыться.
В интервью пермской газете «Местное время» от 26 мая 2004 года Червяков рассказал: «Молодой был, сил хоть отбавляй, но не подрасчитал – перетренировался. Как следствие, наступил спад. Спасибо тренерам, сумел быстро восстановиться. Очень удачно выступил на ряде международных соревнований.
На следующих Олимпийских играх был уже в составе сборной СССР. Моими партнерами были такие великолепные мастера, как Александр Майоров, Александр Просвирнин.
Тогда я отлично прыгнул с трамплина – был вторым, но вот лыжная гонка для меня сложилась не так хорошо – пришел лишь двенадцатым.
Причиной явились чисто технические вопросы. Изменилась погода, пошел снег. В то время мы пользовались одним комплектом лыж, и выбирать было не из чего.
Экипировка же соперников была на порядок выше. Несмотря на это, впечатления от участия в Белой Олимпиаде остались самые благоприятные».
Будучи спортсменом, нашего земляка больше всего огорчало то, что у нас всегда во всем экономили, по сравнению с европейцами, жили очень скудно.
Не по спортивному на этой почве с ним поступили в 1988 году в Калгари. На Олимпиаду приехало 5 лыжных двоеборцев из СССР, а Червяков считался вторым номером.
После сбора они приехали в олимпийскую деревню. И тут к нему подошел тренер, и говорит, что в связи с экономией средств в сборной можно оставить только четырех спортсменов, и лишним, почему-то оказался он.
С окончанием спортивной карьеры, как признался сам Сергей, он словно окунулся в вакуум.
Тогда сильно пожалел о потерянном времени, о том, что оказался без профессии, с помощью которой он мог бы достойно жить и обеспечивать всем необходимым семью. Фарцевать джинсами и жвачкой он не умел, а по большому счету, и не хотел.
Но вот что такое настоящий тренер, уроки которого пригодились для его подопечного спустя годы. Николай Ваганов привил Червякову упорство, умение преодолевать экстремальные ситуации, а попросту – выживать.
И сумел Сергей выбраться из этой сложной жизненной ситуации. Он нашел свое второе призвание – быть нужным людям.
В 1992 году, вернувшись в родные края, Червяков с ужасом отметил, в каком загоне находится спорт. Разрушались спортивные базы, покидали работу опытные специалисты.
Без нужного финансирования ветшали и приходили в негодность уникальные комплексы трамплинов в Перми, Кизеле, Чайковском.
В голове у Сергея сидела одна мысль: «Надо что-то делать». И с группой единомышленников он решил начать реанимацию прыжков с трамплина в Прикамье.
По его мнению, отправной точкой должен был стать ветеранский спорт. Червяков рассуждал так: «А кто такие ветераны? Это мастера, люди, умеющие своим личным примером и именем привлечь к спорту десятки людей. Во-вторых, это состоявшиеся люди, в большинстве своем имеющие свой бизнес».
В 1991 году во многом благодаря неугомонному энтузиасту состоялся выезд мастеров на ветеранский чемпионат мира.
Многие встретили там старых знакомых, наладили новые дружеские и коммерческие связи. Договорились встретиться и на следующий год. Дело сдвинулось с мертвой точки.
В 1998 году был образован фонд с символическим названием «Трамплин», президентом которого и стал Сергей Васильевич.
В его задачах была не только организация спортивных мероприятий, но и обеспечение планомерной работы по подготовке спортсменов, включая финансирование их соревновательного опыта.
И вновь рассуждения Червякова: «Что такое нынешний спорт? Это такой же бизнес. Есть определенные вложения – есть определенная отдача.
Например, проведение спортивных всероссийских или международных соревнований на территории края – это инвестирование средств в развитие спорта из бюджетов различного уровня и формы собственности. Нужны только точки соприкосновения».
В общем, порассуждал с коллегами и вперед ринулся в дело. С 1998 года в Лысьве при непосредственном участии фонда «Трамплин» возобновилось проведение Кубка России.
Был проведен ряд соревнований на первенство России по прыжкам на лыжах с трамплина и Кубка России по лыжному двоеборью. Появилась возможность в приобретении и установке технических новшеств.
Там же, в Лысьве, на трамплине была подготовлена летняя лыжня разгона. Как итог, стали появляться перспективные спортсмены.
Сергей Червяков рассказывал: «У нас в стране проводится 22 этапа Кубка страны. На них приезжает очень мало спортсменов. Соответственно, не идет и зритель.
Для чего мы все это проводим? Ради рейтинга спортсменов, которые имеют шанс пробиться в состав сборной. А значит – провести зимний сезон за границей.
Трамплин ведь весьма сложное сооружение. Каждый год у лыжников меняется экипировка, лыжи, стиль прыжка. И должна меняться кривая трамплина, угол наклона горы, угол наклона разгона.
Если мне что-то удалось сделать в Лысьве, то в других городах нашей страны, некогда ведущих в лыжном двоеборье, ситуация удручающая.
И потому все наши сооружения, которые когда-то соответствовали международным требованиям, сейчас негодны. У нас просто небезопасно прыгать. А затем они выезжают на Запад, и показывают там слабые результаты.
Можно ли удачно выступать в «Формуле-1», тренируясь на «Жигулях»? Возможно, на словах кто-то и заинтересован в строительстве трамплинов, но когда речь идет о вложениях, все останавливается. Вы знаете, как обидно.
Я встречался с коллегами в Норвегии. Они говорят, что им летом выгоднее проводить прыжковые турниры, чем зимой. Потому что зимой приходится пользоваться снежными пушками. Снега-то у них мало. А у нас этого добра…
Увы, наша главная беда – мы не можем расставить приоритеты. Оставим в стороне игровые виды спорта – это массовое привлечение зрителей, это престиж края.
Другое направление – олимпийские виды спорта, где рождаются национальные герои, о которых говорит весь мир. Вспомните наших олимпийских лауреатов – их имена до сих пор помнят. На них равняются юные, делающие первые шаги в спорте.
Еще одна проблема – направление скудных финансовых потоков на их эффективное использование. Ну, это не дело – дробить все на микрочастицы, и раздавать «каждой сестре по серьге».
Есть первоочередные задачи – давайте их реализовывать. Мало того, для этого необходимо привлекать и частный капитал. Нужно определиться с центрами развития тех или иных видов спорта. Так сказать, с их базирование на территории Прикамья.
Такая централизация, по-моему, поможет сконцентрировать те незначительные средства, направляемые на развитие спорта. При этом необходимо учитывать человеческий ресурс. Вообще для кого и для чего это делается».
Вот такой он, Сергей Червяков – рассудительный, дотошный и очень, очень энергичный человек.
О себе он говорить не любит. Его расспрашиваешь о личных победах, а он говорит о необходимости вернуть массовость в заводские коллективы физкультуры, в учебные заведения, в спортивные общества, о том, что профессиональные тренеры должны воспитывать профессионалов, и другие, очень актуальные вещи. Настоящий энтузиаст спорта, таких бы побольше!
Фото: федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья
Продолжение следует