Меню

На главную

Новости


Владимир Славский: Только принципиальные изменения в системе управления приведут нас к успеху

Владимир Славский: Только принципиальные изменения в системе управления приведут нас к успеху

Эксперт «Российского Стадиона», спортивный функционер Владимир Славский продолжает рассуждать об организации управления в спортивной отрасли.

***

Прочитал я внимательно выводы Счетной палаты о реализации стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года и, в очередной раз, «взялся за перо».

Причина в том, что я почти не сомневаюсь, что подобное может произойти и при реализации Программы 2030.

А камнем преткновения станет, как и сегодня, нынешняя организация управления в отрасли, которая вот уже на протяжении ряда лет находится в хаотичном состоянии.

Возможно, я не прав, но мне кажется, что читающие мои публикации в «Российском Стадионе» могут сказать –»сколько можно повторять одно и тоже». Ведь по сути, ничего не меняется в лучшую сторону. И это правда. Меня тоже подобные мысли преследуют, но только потому, что на эти публикации никто из вышестоящих наших спортивных руководителей не реагирует.

Так вот, что касается управления.

Как это сделать я уже подробно высказывался в своих 12-ти комментариях и книгах (существует уже и учебник) и буду это повторять постоянно, при любом удобном случае. Потому что уверен — если тот или иной специалист выбрал по жизни профессиональное направление и реальную работу, то он должен их отстаивать до конца, в меру своих возможностей.

Так вот.

До тех пор, пока мы не изменим систему управления и не наведём порядок в борьбе с допингом, любые наши спортивные программы и проекты останутся на бумаге. На каком бы уровне они не принимались. И это не просто слова. Это истина!

А для того, чтобы было понятно кто и за что отвечает при выполнении федеральных и иных программ, в первую очередь необходимо основательно и четко распределить обязанности и узаконить их в структуре отрасли.

На заседании Совета по развитию физической культуры и спорту 6 октября прошлого года выступающие довольно объективно обозначили основные направления в работе на перспективу, но никто не осмелился дать оценку сегодняшнему положению дел в нашем спортивном движении.

Правда, в своём выступлении президент Олимпийского комитета России (ОКР)Станислав Поздняков уделил внимание проблемным вопросам в спортивных федерациях и обозначил то, что ОКР планирует делать в этом направлении.

Действительно эта тема чрезвычайно важна, так как большинство федераций в своей работе не отвечают современным требованиям по многим причинам, в том числе и объективным.

Поздняков сказал тогда: «Именно федерации должны отвечать за масштабную практическую работу по развитию и популяризации видов спорта, которые требуют значительных кадровых, финансовых, научных, методических ресурсов».

И вот на этой фразе, в плане распределения обязанностей, я бы и хотел остановиться.

В состояние ли спортивные федерации, как общественные организации, обеспечить развитие видов спорта?

Мой ответ: «Конечно, нет. Так как они не располагают для этого ни юридическими, ни материальными ресурсами».

Как могут отвечать за развитие видов спорта общественные организации, если все, что для этого необходимо находится у государства, в том числе и «власть». И поэтому, можно смело заявлять, что именно существующий Закон о спорте является серьезным тормозом в развитии спортивного движения.

Возникает другой вопрос.

А чем же тогда федерации должны заниматься? Ответ: «Всем тем, что в своём выступление Станислав Алексеевич довольно чётко обозначил. Там работы и вопросов непочатый край».

Например. Почему МОК может заслушивать отчеты международных организаций, а у нас они ни перед кем не отчитываются? Почему в своей работе они не соответствуют современным требованиям? И таких вопросов «почему» немало.

Но, итоговой оценкой работы федерации должны быть результаты сборных команд (основных и юниорских составов) на международной арене.

И как выход из сложившейся ситуации, я предлагаю все поставить на свои места, записав в Законе о спорте следующее: «ответственность за развитие видов спорта несут государственные спортивные структуры совместно с федерациями по видам спорта».

Вот тогда и определится основа того, кто и за что отвечает.

Второй вопрос.

Что необходимо положить в основу практической деятельности для достижения целей, обозначенных в решении Совета от 6 октября 2020 года?

Основой спортивного движения является спортивный календарь. Некоторые его называют хребтом развития спортивного движения. И на мой взгляд, это вполне оправдано.

И здесь, необходимо отдать, все-таки, должное нашей существующей системе, которая имеет хорошие традиции в этой части и отработанный годами ежегодный «Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий».

Всем понятно, что только в субъектах РФ возможно максимальное вовлечение населения в занятия физической культуры и спорта. Здесь и за опытом далеко ходить не надо. Вполне достаточно этот опыт обобщить в двух — трёх территориях и распространить на все субъекты РФ.

Вот это и является, как бы, основой.

Но, если говорить о более совершенном развитии, способном выполнить поставленные задачи с целью вывести спортивную Россию на современный уровень, как внутри так и на международном уровне, то необходимо возродить такие уникальные отечественные традиции, как Спартакиады народов России.

Причём вернуть эту традицию не формально, как это делается сейчас под видом Спартакиад, а задействовать весь олимпийский четырехлетний цикл, от которого зависела бы оценка субъектов РФ, развитие тех или иных видов спорта, подготовка к Олимпийским играм и многое другое.

Исходя из опыта моей работы и мнения других специалистов, которые ещё знают, что это такое и, «с чем его едят» — это осуществить не сложно. Главное это желание.

Кульминацией этого цикла должна стать финальная его часть — Спартакиада народов России, с приглашением для участия в нем лучших спортсменов мира, а возможно и сборные команды зарубежных стран.

Я вот пишу об этом, а сам думаю, что для многих сотрудников центральных аппаратов Минспорта РФ и ОКР эта идея не только не понятна, но и считается вообще не реальной, в силу того, что они рождены (в полном смысле этого слова) в другое время и понятия не имеют, что это такое. И это тоже на сегодня проблема из проблем.

С кадрами ситуация тоже очень сложная. Штаты заполнены, но большинство из сотрудников не знают, что и как необходимо делать и, научить их не кому. А, на словах и призывах эту задачу осуществить, практически, невозможно.

Выход один. И в этом вопросе только эффективная система управления способна улучшить ситуацию, поскольку каждое подразделение в ней, в том числе и сотрудники (если они хотят работать), вынуждены будут найти своё место. Либо окажешься «за бортом».. Вот тогда и станет ясно, кто из себя «что» представляет. Или ты в системе или вылетаешь. Хочешь остаться — учись и набирайся опыта.

А сегодня заметно, что даже часть руководителей центральных аппаратов не стараются загружать себя нововведениями. А зачем? Никто ничего не спрашивает.

И поэтому, инициативу никто проявлять не хочет.

Ну, если только сверху прикажут. Будем ждать приказа А приказа все нет!

У меня лично нет никаких сомнений в том, что только настоящая система способна запустить наш отечественный «Локомотив» к прекрасному будущему, которое и обеспечит выполнение задач программы «Спорт — норма жизни» и успех на международной арене.

PS. Уважаемые коллеги, я не претендую на то, что мой цикл выступлений по поводу совершенствования системы управления спортивным и олимпийским движением в стране является единственно верным, но твёрдо убеждён в том, что наступило время X для осуществления задач ее перестройки.

Владимир Славский,

заслуженный работник физической культуры и спорта, член Союза журналистов России

Поделиться
Класс!