Меню

На главную

Новости


Владимир Славский: международной лыжной федерации (FIS) нужно задуматься, по какому пути она дальше пойдёт в своём развитии в прыжках с трамплина и двоеборье

 

За последние годы в российском спорте произошли радикальные изменения, и это наглядно продемонстрировали прошедшие Олимпийские игры в Сочи.

Изменилась ситуация и в прыжках на лыжах с трамплина, и в лыжном двоеборье в связи с вводом в строй суперкомплексов в гг. Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи. Все они заработали по круглогодичной программе, и национальные сборные значительно реже стали выезжать на сборы за рубеж. За последние три года на этих комплексах уже проведено 15 международных стартов самого высокого уровня.

Проведение впервые в стране подобных крупных и престижных соревнований требует не только больших организационных усилий, но и серьёзных финансовых затрат. Так, запланированный на декабрь 2015 года этап Кубка мира в Нижнем Тагиле обойдётся России более чем в 30 миллионов рублей.

Города, впервые пытающиеся получить право на проведение международных соревнований, как правило, находятся под впечатлением и амбициями, зачастую пренебрегают экономическими расчётами. Но это происходит на первых порах. А затем организаторы начинают задумываться, ради чего они несут такие большие финансовые потери и стоит ли вообще брать на себя эти проблемы в будущем.

Ведь спортивные организации — как государственные, так и общественные — вынуждены просить эти деньги из бюджета, так как для привлечения спонсоров необходимо время.

За последние десятилетия прыжки на лыжах с трамплина сделали заметный шаг и на искусственном покрытии в летний период. С одной стороны, это способствует росту спортивного мастерства, с другой — опять серьёзные  финансовые расходы.

Практически все Кубки мира группы «А», а их более 30, только в зимний период проводятся в Европе и являются традиционными уже десятилетиями. Они окрепли традициями и спонсорами. Да и развитие в целом прыжков и двоеборья сконцентрировались в основном в центральной Европе. Именно  оттуда и определяется вся политика развития нашего вида спорта, в том числе и финансовая.

Посмотрите, уже на протяжении десятилетий так называемая тридцатка сильнейших спортсменов практически финансируется за счёт FIS, а если учесть, что соревнования проходят в основном в Европе,  то есть в домашних условиях, то эти спортсмены если и несут финансовые затраты, то минимальные.

Прыжки на лыжах с трамплина, как я уже сказал, в основном культивируются в Европе. Америка постепенно свернула у себя проведение международных стартов, Япония в силу своей национальной гордости демонстрирует общение с миром и с большим трудом проводит по одному старту зимой и летом.

Мы в России тоже серьёзно обеспокоены огромными финансовыми затратами не только на проведение международных соревнований, но и необходимостью участия в международных стартах одновременно по трём олимпийским видам, а через 3-4 года — по четырём.

Первая ласточка уже прилетела, и заметьте — из Европы. Впервые за десять лет в Клингентале не состоится этап летнего Гран-при по прыжкам на лыжах с трамплина по экономическим причинам.

Председатель шведской Федерации по прыжкам на лыжах Йеркель де Валь сообщил, почему в Фалуне не состоятся соревнования в рамках Кубка  мира или Континентального Кубка.

«Мы не готовы нести все финансовые риски, которые подразумевают проведение крупного международного спортивного мероприятия. Будем смотреть, чем мы займёмся наступающей зимой». И далее – «Теперь мы должны поразмыслить, а есть ли смысл существования этого вида спорта в Швеции».

И это, заметьте, в Швеции — стране с замечательными традициями.

Европейская монополия затронула и основы олимпийской хартии, в которой обозначен основной девиз — «Главное не победа, а участие». Вместо того чтобы дать спортсменам от каждой страны возможность выступать по полной программе от начала до конца, в финал допускается только первая «тридцатка». А ведь сам факт участия спортсменов в Олимпийских играх — уже достижение, даже если спортсмен и занял на них последнее место.

Посмотрите, на Олимпиаде в Сочи на лыжном трамплине К-95 в квалификации принял участие 51 спортсмен из 19 стран. Но в финале 8 стран не были представлены вообще, и только по одному спортсмену было от России и Италии.

В финале на К-125 также не было представителей из 8 стран, и три были представлены одним спортсменом.

Десять ведущих спортсменов мира, официально имеющих право не участвовать в квалификации, обрекли (не по своей воле) на неучастие в Играх спортсменов из Канады, Кореи, Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Америки, Эстонии. А ведь это как раз те страны, которые стараются развивать эти виды спорта. Им и так трудно, а тут получается просто по Высоцкому: «А вы, простите, кто такие»?

Да и вообще, какой смысл проводить квалификацию или отбирать «тридцатку» при таком количестве участников, ведь Олимпиада проводится один раз в четыре года, и это праздник для всех. Именно поэтому все спортсмены должны участвовать в соревнованиях на равных условиях по полной программе без каких-либо условий и ограничений.

Получается, что Олимпийские игры в данном случае далеко не всемирные, а так называемая «европейская стабильность» на сегодня не только уже не способствует развитию, а может вообще завести в тупик дальнейшее развитие прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в мировом масштабе.

Я думаю, что FIS пора не только задуматься серьёзно над этими вопросами, но и перейти к решительным действиям в плане выплаты дотаций организаторам соревнований, а отдельные старты полностью финансировать, как это делают международные федерации в других видах спорта.

Россия в настоящее время стала как бы мостом между Европой и Азией. И этот факт необходимо застолбить в международном календаре таким образом, чтобы вся мировая система не давала сбоя.

спортивный комплекс в городе Чайковском

Спортивный комплекс в городе Чайковском. Фото из архива автора

Сложилась ситуация, при которой страны, построившие современные трамплины, задумываются, как быть дальше? Возьмём, например, Японию. На этапы Кубка мира в Саппоро и Нагано спортивная элита не летит, так как она обеспечена очками, а другие не хотят лететь, чтобы не нести немалые финансовые расходы. Такая же картина с Алматы.  А что будет делать Корея после Олимпиады 2018 года?

Я уверен, что японцы, корейцы, китайцы так же заинтересованы проводить международные старты как на Дальнем Востоке, так и в Сибири.

Россия — страна огромная, и для того, чтобы спортсмены Сибири и Дальнего Востока могли участвовать даже во всероссийских соревнованиях, необходимы не только средства для покрытия немалых транспортных расходы; нужно иметь в виду, что и перелёты с места на место длятся от 5 до 10 часов, что крайне утомительно.

А почему бы в данной ситуации не организовать под эгидой FIS соревнования не среди стран, а именно среди городов Сибири, Дальнего Востока и Азии? Среди них могут быть Нагано, Саппоро, Магадан, Южно-Сахалинск, Междуреченск, Томск, Красноярск, Алматы, Пхенчхан… Причём сделать это можно для резерва в возрасте до 17-18 лет и со взаимным финансированием. Например, принимающая сторона берёт на себя все организационные вопросы вместе с судейством и призовым хозяйством. Командирующая сторона несёт расходы за питание и размещение, а FIS – транспортные расходы. Возможны и другие варианты реализации этих предложений.

Я не могу сказать, что FIS нас не поддерживает. В организационном плане мы постоянно получаем помощь по всем вопросам от директора Кубка мира Вальтера Хоффера, но за последние годы ситуация в корне изменилась. Россия не только географически заполнила существовавшую пустоту, но и практически установила равновесие в нашем спортивном мире. FIS  из года в год увеличивает количество стартов: как зимой, так и летом. За счёт женских дисциплин расширяется программа Олимпийских игр. Финансовые расходы в странах, развивающих эти виды спорта,  в частности в России, возросли в несколько раз.

А международная организация лыжного спорта пока лишь идёт по протоптанной дорожке, которая устраивает центральную Европу и приносит финансовую прибыль непосредственно FIS.

FIS  необходимо действовать как международной организации. Иначе возникает резонный вопрос — для чего тогда России, Японии, Корее и другим странам не из центральной Европы вообще строить трамплины?

Поделиться
Класс!