На днях заместитель министра спорта Одес Байсултанов сообщил спортивной общественности о том, что принято решение возродить институт государственных тренеров.
Дело хорошее и направление верное, но этот шаг не вписывается в сложившуюся систему отношений в отрасли поскольку они (команды) не имеют официальной ежегодной оценки. Не имеют, так как отсутствуют официальные критерии этой оценки. Деньги выделяются, а итоговых оценок нет. Нонсенс. Нет оценок, а значит отсутствует и контроль. Значит и работу государственного тренера объективно оценить невозможно.
Подобная тенденция относится и к ключевым направлениям спортивной деятельности, как например, к календарю спортивных мероприятий — основе спортивного движения в России.
Кто в состоянии ответить на этот вопрос? Почему мы сумбурно назначаем (заметьте, не планируем) спартакиады школьников молодежи и студентов? Зачем вводим Спартакиаду сильнейших и включаем в календарь новые старты, в том числе и международные, которые явно не приживутся в нашей системе? И, при этом, боимся возродить свою родную Спартакиаду народов России?
Если вместо того, чтобы возрождать национальную систему соревнований мы будем множить количество турниров, в том числе организованных на базе различных межгосударственных объединений, мы непроизвольно будем содействовать политизации спорта.
Наверное, кто-то скажет «вот опять взялся за старое». Да я и сам об этом думаю. Конечно, хотелось бы внести что-то новое и желательно долгоиграющее, но, к сожалению, ничего придумать не могу и от других специалистов пока заслуживающих внимания предложений не слышал.
И здесь снова возникает вопрос. А почему? А может быть вообще нет смысла что-то выискивать и придумывать. И поэтому я по-прежнему (на мой взгляд аргументированно) через прессу отстаиваю свою позицию за сохранение и приумножение проверенных временем национальных традиций.
И в подтверждение этой мысли сообщаю, что на протяжении почти четырёх лет в «Российском стадионе» мною было опубликовано более 50-ти статей и в книгах «Зрячий видит за бугром», «Мощное оружие» и «Время не ждёт» мною изложены предложения по усовершенствованию системы управления спортивным и олимпийским движением в России. Знают ли об этом в инстанциях? Думаю, знают, но игнорировать мнение других в верхах стало нормой. Какая пресса, какие специалисты на стороне? Ведь должности «гарантируют всезнайство».
Нашему отечественному спортивному движению очень повезло.
Не смотря на проблемы в стране, после развала СССР спортивная отрасль получает стабильные привилегированные условия для развития, в том числе не забыты и общественные спортивные организации. Я согласен с Еленой Вяльбе в том, что «Государство — лучший спонсор российского спорта».
Вот и сейчас Правительство РФ приняло Постановление о целевых отчислениях от азартных игр для дальнейшего укрепления общественных спортивных организаций, а ОКР получил право финансирования зарубежных спортсменов во всероссийских стартах. Кроме этого, вышло ещё немало различных распоряжений и инструкций для поддержки и развития спортивного движения в России.
Таким образом, для выполнения основной задачи по привлечению к занятиям физической культурой и спортом 70 % населения, а на международной арене быть в тройке в общекомандном зачете созданы все необходимые условия.
Поскольку государство является «лучшим спонсором Российского спорта» то все спортивные организации в стране (в том числе и общественные) должны работать под государственным контролем.
Минспорта РФ необходимо организовать свою систему управления таким образом, чтобы каждая из государственных и общественных спортивных организаций не информировала бы главное спортивное ведомство в стране о результатах своей деятельности формально, как это делается сейчас, а отвечала бы за достижение конечной цели, которую ей сформулирует министерство. И получало бы оценку своей деятельности эта организация только от министерства спорта, со всеми вытекающими организационными и финансовыми выводами.
И, как вопрос номер один, необходимо отрегулировать содержание спортивного календаря, в основу которого должен быть заложен международный принцип (олимпийский четырехгодичный цикл), в который включены открытые чемпионаты России (возможно и первенства), в котором обязательно присутствует четырехгодичная Спартакиада народов России.
Именно эти старты и должны стать «особо значимыми». По их результатам спортсмены, тренеры и соответствующий персонал должны получать звания и стимулирующие материальные поощрения, а не так, как сейчас «от случая к случаю».
Читаю прессу. «Более 120 российских спортсменов получили компенсацию за пропуск соревнований». Что такое «более»? Подобное решение вызывает недоумение, поскольку 80% спортивного успеха спортсмена зависит от решения организационных вопросов. Подобные примеры — это продолжение многих спонтанных решений, которые для руководителей в инстанциях стали нормой.
Эти и другие примеры говорят о том, что назрела необходимость для Минспорта РФ взять власть в свои руки.
Знаю, что согласно закону общественные спортивные организации не подконтрольны государству. Юридически это так, но на практике все наоборот. И это правильно, поскольку никто не отменял принцип — кто финансирует, тот и контролирует, перед тем ты и обязан отвечать за конечный результат.
Но, тем не менее, речь должна идти о корректировке Закона РФ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации», в котором нужно заложить более четкое распределение обязанностей в существующей спортивной структуре.
Государство обязано нести ответственность за развитие спортивного и олимпийского движения и для этого у Минспорта РФ законодательных рычагов и возможностей предостаточно.
Необходимо набраться смелости и уйти от инерции, не нужно подстраиваться под обстоятельства и отказаться от имитации «бурной деятельности» типа различных комиссий, форумов и конференций.
Выход один. Выстроить свою национальную систему развития и действовать по принципу – «все для своей страны». Если будем сильны дома — будем непобедимы в мире.
С Уважением, Владимир Славский,
Заслуженный работник физической культуры РСФСР, член Союза журналистов России