Меню

На главную

Новости


Русские горки: есть ли жизнь после Олимпийских игр?

Новый олимпийский сезон всё ближе, взгляды и надежды болельщиков прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья уже устремлены в сторону центра прыжков на лыжах «Альпензия» в корейском Пхёнчхане, где в феврале 2018-го развернётся борьба за золотые олимпийские медали.

Что же сейчас происходит с трамплинами, на которых, кажется, совсем недавно царил олимпийский праздник? В интернете можно наткнуться на комментарии, что «Русские горки» приказали долго жить и медленно превращаются в «белого слона» – именно так называют объекты, на которые затрачено много денег, но они более не приносят практической пользы. К тому же, «Русские горки» не мелькают в новостях и с самого момента окончания Олимпийских игр не принимают крупные международные соревнования – эстафетную палочку перехватили трамплины в Чайковском и Нижнем Тагиле, которые успешно принимают соревнования под эгидой FIS. Так ли всё плохо и есть ли перспективы увидеть олимпийские трамплины в деле вновь?! Рассказываем о том, что увидели собственными глазами.

Комплекс трамплинов «Русские горки», г.Сочи

На одной из остановок в Красной поляне в автобус входит экскурсовод. Девушка начинает бесплатно рассказывать случайным пассажирам о достопримечательностях горного кластера. Кого-то такая внезапная организованная самодеятельность радует – не нужно платить за экскурсию. А другим и вовсе нет дела. По мере приближения к станции Эсто-Садок девушка начинает рассказывать об уникальном комплексе трамплинов, подчёркивая, что этот олимпийский объект – самый дорогостоящий из всех построенных к Играм-2014. Озвученная сумма затрат на строительство ожидаемо заставляет повернуть голову даже самых ленивых, даже несмотря на то, что шумиха по поводу затрат на строительство олимпийских объектов уже давно сошла на нет. Автобус прибывает на железнодорожную станцию «Эсто-Садок» и путешествие к трамплинам начинается…

Кабинки фуникулёров уже давным-давно собраны на верхней станции канатной дороги, и поднять приехавших пассажиров к трамплинам могут, разве что, такси. Бывает, находятся смельчаки, которые отправляются к трамплинам пешком в гору. Впрочем, в дни мероприятий есть организованный транспорт, а в будние дни на трамплины привозят организованные экскурсии. Да-да. Вам не показалось. На «Русских горках» действительно проводятся мероприятия и экскурсии, да и сам объект продолжает использоваться по назначению.

После окончания Олимпийских игр комплекс трамплинов «Русские горки» как и другие олимпийские объекты, коснулись процедуры передачи, переоформления и прочие не самые интересные болельщикам дела. Но и в это время на трамплинах и трассе для двоеборья продолжались тренировки российских спортсменов. Правда, перерыв случился первой же зимой, когда в горах выпало очень много снега, а на трамплинах из-за решения имущественных вопросов не было ни персонала, ни техники, которые могли бы справиться с огромными завалами. Ратраки не появились на склонах и минувшей зимой. Укатывать склон научились своими силами – с помощью специального барабана.

Под «научились», на самом деле, имеется в виду один человек – Сергей Зырянов. Сергей – душа и главный двигатель «Русских горок», который после окончания Олимпийских игр остался в Сочи и взял на себя развитие прыжков на лыжах с трамплина в Краснодарском крае. На «Русских горках» он с самого их основания, и лучше него этот объект и его потенциал не знает, пожалуй, никто. Кроме того, Сергей является организатором международных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина в России и Казахстане, а так же активно сотрудничает с организаторами соревнований в других странах и применяет накопленный опыт в Сочи.

Сергей Зырянов

Применять есть ради кого: после Игр прыжки стали развиваться и в Сочи. На базе трамплина занимаются дети от 4 до 15 лет – около 200 юных прыгунов, двоеборцев, горнолыжников, фристайлистов, биатлонистов и лыжников. Благодаря наличию трассы для двоеборья есть возможность проводить краевые соревнования для юных биатлонистов и лыжников.

Юные прыгуны не остаются в стороне и на равных соревнуются со сверстниками из традиционно «прыжковых» регионов. Подопечные Сергея участвуют, например, в Кавголовских играх в Токсово. Год назад воспитанница сочинской школы Кристина Лебедева поднялась на 2-ю ступень пьедестала среди 20 участниц и попробует повторить свой успех этим летом. Юноши тоже не отстают и уже сейчас показывают далёкие прыжки, достойные для своего возраста. При этом стоит понимать, что на «Русских горках» нет маленьких трамплинов К-20 и К-40, необходимых для тренировок. Они спроектированы, но пока остаются в виде планов на бумаге. А пока ребятам постарше сделали скамейку в самом низу горы разгона трамплина К-95, чтобы они могли отрабатывать технику. Чтобы доводить свои прыжки до необходимого уровня, детям приходится ездить на сборы на трамплины в Ленинградскую область. Впрочем, и в самом Сочи организовать полноценный тренировочный процесс для детей совсем непросто. Дорога до трамплинов и обратно занимает по 3-4 часа, проезд в одну сторону до трамплинов стоит около 170 рублей. Вопрос с транспортом решается не всегда в пользу юных спортсменов. Изменить ситуацию сможет наличие гостиницы прямо на «Русских горках» – под номера планируется переделать рабочие кабинеты. Наличие такой гостиницы позволит детям жить и тренироваться на территории комплекса, а также существенно снизит стоимость пребывания для приезжающих на сборы профессиональных спортсменов. Когда эта гостиница появится – вопрос времени и финансирования, который решается не так быстро, как хотелось бы.

Несмотря на сложности, «Русские горки» продолжают развиваться: строятся и обновляются дороги и сооружения, открылся музей, который принимает туристов. В музее, кстати, хранятся раритетные награды, полученные советскими спортсменами. Старейшая из них датируется аж 1947 годом! Истинным фанатам прыжков там точно есть на что посмотреть. В зоне выката есть отличный искусственный газон, который можно использовать как футбольное поле. Этим летом появился тренажёрный зал, крайне необходимый для полноценных тренировок прыгунов и двоеборцев. Наличие такого зала в корне меняет подход к подготовке национальных сборных, поскольку раньше из-за отсутствия зала нашим сборникам приходилось выбирать другие города для проведения тренировочных сборов. Для восстановления спортсменов в самом скором времени будет построена баня, в планах есть и размещение небольшого мобильного бассейна.

В данный момент на «Горках» тренируется российская сборная по лыжному двоеборью. Совсем скоро на олимпийские трамплины приедут и летающие лыжники. Комплекс оказался полезным и для спортсменов, не связанных с лыжным спортом: в прошлом году здесь тренировалась команда по хоккею на траве из Москвы, а в этом году на «Русских горках» проводит тренировки хоккейный клуб «Сочи». Специалисты сочинского клуба и сами спортсмены остались довольны возможностями объекта. На этом «загрузка» объекта не заканчивается. Уже 12 августа здесь впервые пройдёт «Гонка гладиаторов», которая обещает быть ещё зрелищнее и интереснее из-за смены привычной локации – до этого турнир проводился в Москве. А 28 октября «Русские горки» примут финальный этап нашумевшего проекта «Red Bull 400», который соберёт экстремалов со всего мира, желающих первыми забраться на вершину олимпийского трамплина. Соревнования будут проводиться в тёмное время суток, что добавит гонке зрелищности и необычности. Отличные поводы для того, чтобы приехать на «Русские горки», не правда ли?

Разумеется, поклонникам прыжков на лыжах с трамплина хотелось бы вновь видеть и международные соревнования на олимпийских трамплинах, на которых есть все условия для проведения турниров самого высокого уровня: инфраструктура, ветрозащита, автоматический подъём стартовых ворот, система намораживания лыжни. А ещё есть люди, которые делали праздник спорта на «Горках» и наверняка готовы повторить его. Даже если это будут не Олимпийские игры – жизнь спортивных объектов продолжается даже после того, как погас Олимпийский огонь. Стоит ли списывать «Русские горки» со счетов? Не спешите. Поверьте, они ещё способны подарить былое восхищение далёкими полётами, как и в далёком 2014-м!

Поделиться
Класс!