Меню

На главную

Новости


Особенности спортивной подготовки в лыжной гимназии г.Штамс (Австрия) на примере прыгунов на лыжах с трамплина.

На прошедшем в сентябре 2016г. в г.Чайковский этапе Гран При по прыжкам на лыжах с трамплина можно было обратить внимание на спортсменов из Австрии. Это были молодые спортсмены из состава сборной команды “В” и “С” только набирающие опыт соревновательной деятельности. Но из года в год, из сезона в сезон, австрийские прыгуны на лыжах с трамплина показывают неплохие результаты попадания в 10 , 20 ,30 лучших на соревнованиях различного уровня. Причем наряду с основной сборной достаточно много молодых перспективных спортсменов готовых создать конкуренцию в команде в борьбе за лидерство. Бесспорно чтобы быть лидером на мировом уровне спортсмену нужно соединить в себе массу качеств и умений, таланта и опыта, но и за попадание в спортсмены кубка мира конкуренция очень высока. Молодые австрийские спортсмены периодически выступающие на международных соревнованиях различных уровней стабильно находятся в этом списке. В чем же секрет работы австрийских специалистов по организации такой “длинной скамейки запасных”. Секретов наверное много, но возможно один из них ,что большинство спортсменов прошло через лыжную гимназию в г.Штамс. Что же такое Shigymnasium Stams.

Гимназия была основана в 1967 году. Основное назначение гимназии- подготовка молодых спортсменов выступающих в лыжных дисциплинах и претендующих на попадание в состав сборной страны. В 60-х годах 20века австрийские спортсмены стали серьезно уступать в лыжных дисциплинах. Особенно в горных, хотя Австрия была традиционно сильной лыжной державой. Поэтому и назрела необходимость создания принципиально новой формы подготовки спортсменов. Естественно само по себе решение о создании лыжной гимназии не принесло мгновенных плодов, но уже к середине 70-х воспитанники гимназии все чаще стали подниматься на верхние ступени пьедесталов почета международных соревнований. С годами только упрочивая свое положение лидеров и появление новых молодых спортсменов, показало правильность выбранного пути. После появления гимназии в Штамс этот опыт стал распространяться не только по Австрии но и по другим странам, стали появляться разнообразные заведения с направленностью на подготовку и повышение квалификации высококлассных спортсменов. На сегодняшний день лыжная гимназия в Штамс одна из самых успешных спортивных школ мира. В школу принимают молодых людей от 14 до 20 лет имеющих высокую подготовленность и перспективу попадания в сборную страны по одному из видов спорта культивируемых в гимназии (горные лыжи, сноуборд, биатлон, беговые лыжи, прыжки с трамплина, лыжное двоеборье). Поступить в гимназию очень непросто, нужно доказать что твои спортивные достижения действительно высоки и ты имеешь перспективу роста. Нужно показать хорошие знания по предметам обычной школы. Важна роль родителей помогающих своему ребенку двигаться в достижении поставленной цели, на это руководство гимназии обращает особое внимание создавая прочные связи между воспитанником, тренерами, воспитателями, преподавателями и родителями, ведь не всегда получается поступить с первого раза, и только настойчивость родителей помогает в поступлении. И еще, за время обучения семья должна быть готова нести немалые финансовые расходы, так как обучение в гимназии полностью платное плюс расходы на транспорт, проживание, питание и др.

Цель обучения подвести воспитанника к пику спортивных достижений параллельно с образовательным процессом и дать правильное направление для дальнейшей спортивной деятельности возможно на долгие годы. Большинство учеников, после окончания гимназии, продолжают активно выступать и добиваться высоких результатов, и именно основы заложенные в годы обучения помогают им в этом, спорт становится увлечением, профессией и образом жизни, на это руководство гимназии уделяет особое внимание. Многие выпускники гимназии по окончании спортивной карьеры становятся тренерами.

Задача совмещения спорта и образования сложная, нужно чтобы ни одна из дисциплин не пострадала и воспитанник был успешен не только в спорте но и на занятиях в классе, поэтому обучение длится на 1 год дольше чем в обычной школе. Весь учебный процесс построен так чтобы основная учебная нагрузка в классах распределялась на весну и осень а зимой и летом основное время посвящалось тренировкам и выступлениям на соревнованиях. Но даже при таком построении процесса нагрузка на воспитанников очень велика. Их день расписан буквально по минутам, и включает в себя как физические нагрузки так и занятия в классах с раннего утра до позднего вечера. При таком распорядке не все спортсмены успевают за обучением поэтому приходится заниматься индивидуально в выходные или частично в летние каникулы, это стало нормальной практикой в школе. Такой, достаточно жесткий подход к образованию оправдан, здесь становится понятной роль родителей в поддержке воспитанника и почему руководство гимназии уделяет этому столько внимания, ведь те кто не выдерживают — уходят из школы. В гимназии такие методы считают правильными — речь идет о спорте высших достижений и о спортсменах представляющих страну на международной арене а это должны быть лучшие из лучших.

Так-так все воспитанники живут в интернате совмещать обучение, тренировки и поездки на соревнования становится легче, в интернате есть все условия для комфортного проживания и отдыха. Гимназия тесно сотрудничает с Олимпийским центром в находящемся неподалеку в г.Инсбрук и Кафедрой спортивных наук в университете Инсбрука, которые обеспечивают гимназию испытательной аппаратурой с применением новейших научных данных,оборудованием для имитации и анализа движений. В учебном центре с помощью различных автоматизированных систем измерений можно определить не только личностные характеристики, но и сильные и слабые технические стороны спортсменов.

Например прыгуны с трамплина. В Штамс есть комплекс из двух трамплинов 60 и 105 метров. Трамплины имеют сертификаты Международной лыжной федерации (FIS) и регулярно принимают соревнования международного уровня. Это конечно очень удобно для спортсменов, тренироваться не тратя время на переезды. Так же соревнования, большинство соревнований различного уровня проходят на этом комплексе либо на близлежащих, в окрестностях г.Инсбрук. За зимний сезон их проходит достаточно много, что помогает набирать опыт соревновательной деятельности. На сегодняшний день общее число обучающихся в гимназии прыгунов с трамплина- 30 юношей и 6 девушек (не только из Австрии но и из других стран) с ними занимаются 6! Тренеров высокой квалификации (уровень тренера сборной команды страны). Каждый тренер занимается с группой из 5-7 спортсменов. Некоторые из тренеров являются по совместительству воспитателями в интернате, поэтому воспитанники практически круглосуточно находятся под наблюдением. Руководство гимназии следит за всесторонней подготовленностью самих воспитателей и тренеров, понимая как важно иметь хорошо подготовленных специалистов интересующихся развитием спорта и повышающих свой образовательный уровень. По словам руководителей гимназии уровень спортивных знаний тренеров и воспитателей с годами повышается.

Спортивная медицина еще один важный аспект в деятельности любого спортсмена. Трижды в году в гимназии проводится спортивно-медицинское тестирование для определения уровня подготовленности и рекомендаций тренеру. 2-3 раза в неделю в школе работают физиотерапевты и один раз в неделю проходит осмотр у спортивного врача. Спортсмен постоянно находится под медицинским контролем.

В интернате особое внимание уделяется питанию, над ним работают диетологи, при этом большой упор делается на сбалансированный рацион, учитывающий потребности спортсменов.

Итак можно выделить несколько основных особенностей спортивной подготовки в гимназии:

-Большей объем тренировочной нагрузки. Тренировки 1-2 раза в день.

-Техническое обеспечение тренировочного процесса (спортивные сооружения, тренажеры, бассейн, сауна)

-Круглогодичное проживание в интернате, (кроме каникул) строгий спортивный режим, постоянный контроль со стороны тренера и воспитателей.

-Комплексная поддержка спортивными медиками. Постоянный медицинский контроль за функциональным состоянием спортсмена, медицинские рекомендации тренеру. Правильное, рациональное питание.

Мельников С.А. преподаватель ЧГИФК кафедра ТиМПЛТЛДиГС

Использованные ресурсы:

http://www.schigymnasium-stams.at (дата обращения 28.09.2016.)

http://www.ski.ru/az/blogs/post/olympiazentrum-v-insbruke-gotovit-olimpiicev/(дата обращения 28.09.2016.)

Поделиться
Класс!