Прошлый сезон был весьма скуп на полеты: мы увидели лишь
соревнование на австрийском Кульме, омраченное тяжелым
падением Томаса Моргенштерна, ставшим роковым для его
карьеры, и чемпионат мира по полетам на лыжах в чешском
Гаррахове, где новым чемпионом был назван Зеверин Фройнд,
но по ходу соревнований награждать как триумфатора стоило
безоговорочно победивший ветер, поучаствовавший и в личном
старте, и в полностью отмененном командном. В этом году
для любителей этой дисциплины настало настоящее раздолье:
три полетных этапа, все на обновленных трамплинах с совершенно
сумасшедшими параметрами, охота за рекордами и заветная
цифра «250» на горизонте. Открытие полетного
сезона на обновленном Кульме можно назвать генеральной
репетицией, так как и там не обошлось без ветра, одного
из главных участников всех соревнований последних лет,
поэтому действительно насладиться изящными и дальними
полетами мы можем именно здесь, в Норвегии, в Викершуне.
И в этот раз северные боги ветров обещают не мешать.
Нынешний рекорд мира замер на отметке в 246,5 метров.
Четыре года назад, 11 февраля 2011 года, норвежец Юхан
Ремен Эвенсен сначала прыгнул на тренировке на 243 метра
(что было засчитано как рекорд мира, ведь речь идет о
полетах, где засчитываются рекорды даже в тренировке),
а потом спустя полтора часа показал этот фантастический
результат в квалификации.
Викершун заметно преобразился за два года отсутствия в
календаре и немного подрос: для того, чтобы конкурировать
с новыми параметрами Летальницы и Кульма, его К-пойнт
передвинули на пять метров дальше, до отметки в 200 метров.
И новые характеристики уже сразу дают о себе знать: вчера
на тренировке накатчиков юный норвежец Сигурд Себерг ухитрился
улучшить личный лучший результат сразу на сто метров,
с 136 до 236, приземлившись в почти десяти метрах от мирового
рекорда.
Справедливым будет отметить довольно спорное расположение
одного из самых ярких этапов года в календаре: с полетного
Викершунбаккена, одного из трех самых больших трамплинов
сезона, спортсменам придется в течение недели адаптироваться
к самому маленькому трамплину, среднему Лугнету в Фалуне.
Переход с K-200 на K-90 за несколько дней – безусловно,
не самый простой трюк. Особенно учитывая, что последний
принимает главный старт сезона – первый розыгрыш
медали на чемпионате мира.
Потому состав заявленных спортсменов обещает быть чуть
менее ярким, чем хотелось бы: к примеру, мы не досчитаемся
на старте основы сборной Австрии. Не едет в Норвегию и
Камил Стох, выбравший подготовку к чемпионату мира. Однако
некоторые сборные решили все-таки рискнуть и отправить
на соревнования в Норвегию свой основной состав. Норвежцы
выйдут на старт во главе с Аннешем Фаннемелем, обладателем
лучшего личного рекорда из ныне активных прыгунов и второго
результата в истории, 244,5 метров (к слову, обладатель
рекорда Эвенсен ставит именно на Фаннемеля и называет
длину в 251,5 метр – не исключено, что не слишком
всерьез и для развлечения публики на национальном телевидении).
Не оставляют дома своего лидера и немцы, и мы увидим,
сможет ли так же хорошо подобрать ключики и к этому полетному
трамплину Зеверин Фройнд, как он сделал в Бад-Миттерндорфе.
Мощно выглядит и заявка сборной Словении, для которых,
как известно, полеты – их стихия: помимо Петра Превца
и Юрия Тепеша в Викершун приехал и чемпион мира по полетам
Роберт Краньец. Который, правда, остался вне заявки на
Фалун, но это совсем другой разговор.
Так или иначе, даже несмотря на стратегически неудобное
расположение одной из ярчайших жемчужин сезона в календаре,
список фамилий позволяет надеяться на полеты за 230 метров.
А там – кто знает – и до заветной отметки
в 246,5 недалеко.
Охота за дальностью
В этом году полетные этапы, наконец-то вернувшиеся в календарь
в достаточном объеме, привлекают к себе огромное внимание
общественности. Немудрено: все три полетных трамплина
предстают перед нами в обновленном виде. Пальму первенства
в состязании за звание самого большого полетного трамплина
у Викершуна отобрали – теперь параметрами K-200/HS-225
обладают все три гигантских сооружения, Кульм, Викершунбаккен
и Летальница братьев Горишек. Все чаще и чаще возникают
разговоры о рекорде мира, все чаще организаторы соревнований
с блеском в глазах и плохо скрываемым восторгом в голосе
упоминают заветную отметку «250 метров» в
многочисленных интервью и комментариях для прессы. Учитывая
такую «золотую лихорадку» организаторов с
одной стороны и запредельное количество травматичных падений
в последние годы, число которых не уменьшается даже несмотря
на проводившиеся этим летом попытки сделать экипировку
хотя бы чуть более безопасной, хочется верить в здравомыслие
всех участвующих сторон и в то, что безопасность не будет
саботирована в угоду гонке за рекордами (впрочем, в Бад-Миттерндорфе
это мало кого беспокоило). Так ли это – покажет
время.
Проект перестройки австрийского Кульма в Бад-Миттерндорфе
до параметров K-200/HS-225 в рамках подготовки к проведению
полетного чемпионата мира в следующем году привлекал внимание
с самого начала. Огромные суммы, короткие сроки, подробное
освещение строительства, спонсорские деньги Red Bull,
амбициозные заявления в прессе, громкие обещания в духе
«Мы уверены, что у нас можно установить мировой
рекорд!» – все это сделало этап на новом Кульме
одним из самых ожидаемых этапов этого года.
Восьмого января, за день до квалификации, прошла церемония
открытия – первый прыжок на нем совершил Грегор
Шлиренцауэр, обладатель национального рекорда Австрии
в 243,5 метров. Впрочем, первый блин вышел несколько комом:
неравномерный вылет со стола отрыва и 190 метров, к которым
австрийская пресса не преминула приклеить частицу «лишь».
Но дальнейший ход соревнований с трудом позволяет назвать
их успешными. Квалификация прошла с сильным ветром в спину,
где у победившего Юрия Тепеша длина прыжка едва превысила
180 метров. Единственным светлым пятном стали субботние
соревнования, неравномерных по ветру, но подаривших обновленному
Кульму новый рекорд трамплина – сумасшедшие для
резко выполаживающейся горы 237,5 метров, которые показал
на тренировке открывшийся в прошлом году как полетчик
Зеверин Фройнд (новый национальный рекорд Германии). Фройнд
дал понять, что у Кульма есть потенциал для серьезных
дальностей – не для рекорда мира, конечно, но для
полетов за 230 метров, вопреки комментариям Шлиренцауэра,
который утверждал после открывающего прыжка, что не видит
безопасной возможности лететь за 230.
Впрочем, вишенкой на торте стали отмена соревнований в
воскресенье из-за ветра и – что гораздо любопытнее
– заявления по поводу того, что стол отрыва построен
таким образом, что выкидывает спортсменов на недопустимо
высокую траекторию полета. Вальтер Хофер даже одарил новый
профиль определением «не соответствует современным
стандартам полетных трамплинов» после этапа. Многие
тренеры и спортсмены выражали обеспокоенность безопасностью
прыжков на таком трамплине. Впрочем, организаторы не отмолчались
и пообещали все исправить к полетному чемпионату мира,
а также установить больше экранов от ветра, чтобы повысить
безопасность полетной фазы. Так что в следующем году нас
снова ждет обновленный Кульм.
В Викершуне решили не отставать от своих конкурентов и
тоже пошли на увеличение горы приземления и изменение
ее профиля до все тех же параметров K-200/HS-225 с перенесением
К-пойнта на пять метров дальше, чем было в прошлые годы.
Причем конфигурация горы Викершунбаккена довольно сильно
отличается от Кульма, поэтому именно это место является
главным претендентом на установление нового рекорда мира.
В этом уверен и обладатель текущего мирового рекорда Юхан
Ремен Эвенсен, улетевший на 246,5 метров еще при старой
конфигурации горы, – впрочем, Юхан оптимистично
верит и в возможность полетов за 250. Как это будет на
самом деле – увидим в течение ближайших дней.
Планица в этом году наконец-то сможет принять финал Кубка
мира. Обновленную Летальницу братьев Горишек должны были
достроить еще к прошлому сезона, но еще осенью 2013 года
стало понятно, что темп строительства и объемы финансирования
не позволят уложиться в срок. Тогда финал сезона перенесли
на уже преобразившуюся Великанку. В этом году подобные
опасения также звучали как в словенской, так и в международной
прессе. Тем не менее, в конце января стало официально
известно: Летальницу успеют подготовить в срок. Нужные
спонсоры взамен обанкротившейся компании, которая изначально
должна была финансировать строительство, были наконец-то
найдены, искусственный снег уже начали заготавливать,
тренерскую биржу почти достроили – все идет по плану.
Что касается дальности – директор соревнований в
Планице Йелко Грос уверяет, что новая Летальница устроена
таким образом, что на ней будет безопасно приземляться
вплоть до отметки в 253-254 метра. Впрочем, он, как и
все организаторы полетных этапов, оговаривается, что все
эти цифры – лишь теория. Что будет на практике –
предстоит увидеть нам самим.