Знаменитые трамплины на Воробьевых горах могут либо
вновь получить право на проведение международных соревнований,
либо навсегда исчезнуть со спортивной карты России
Что ждет знаменитые трамплины на Воробьевых
горах? Фото: sport-express.ru
Одно из самых известных спортивных сооружений Москвы -
созданный в 50-х годах комплекс трамплинов на Воробьевых
горах - ждет решения своей судьбы. Примерно через месяц
эксперты должны дать заключение о состоянии склона на
берегу Москвы-реки, который не так давно был присоединен
к Парку Горького. После этого трамплины, часть из которых
не действует с 2010 года, будут либо демонтированы, либо
реконструированы. В Федерации прыжков на лыжах с трамплина
и лыжного двоеборья России рассчитывают на второй вариант.
- В 2010 году, после проведения соответствующих экспертиз,
трамплины К-45 и К-72 были признаны аварийными, - рассказывает
директор Парка Горького Ольга Захарова. - Сейчас проводится
экспертиза всех трамплинов комплекса (К-10, К-25, К-45
и К-72. - Прим. "СЭ"). Она нужна, чтобы по-настоящему
понять: как их можно использовать в будущем. ОАО "Геоцентр-Москва"
исследует территорию, на которой расположены трамплины,
с связи с активизацией оползневых процессов. Заключение
будет получено осенью нынешнего года, и на основании этих
данных руководство города совместно с Москомспортом, Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды и Департаментом
культуры примут решение о дальнейшей судьбе комплекса...
В случае если большие трамплины на Воробьевых горах полностью
демонтируют, это практически наверняка будет означать
закрытие отделений прыжков с трамплина и лыжного двоеборья
в спортшколе "Столица". В ней выросло немало
известных российских прыгунов, в том числе лидер женской
сборной Ирина Аввакумова. Правда, трамплин К-72 не используется
для тренировок уже давно, но на К-45 учащиеся школы проводили
занятия вплоть до того момента, как он был передан на
баланс Парка Горького. По словам президента федерации
прыжков и двоеборья Москвы Сергея Ахромеева, других мест
для тренировок прыгунов в столице просто нет.
- Если демонтировать два больших трамплина, то у нас останутся
только два маленьких, - заметил Ахромеев. - Набор в отделения
идет с 9 лет, а в 10 дети уже начинают тренироваться на
К-45. Так что через год после начала занятий тренировочный
процесс, по сути, будет парализован. Если ребята постарше
еще могут заниматься в других городах, то для 10-летних
спортсменов проводить большую часть времени на выездных
сборах нереально. В итоге существование прыжков с трамплина
в Москве окажется под угрозой.
Природоохранный статус территории, на которой расположены
трамплины, осложняет возможности ее использования. Но,
по словам Ахромеева, для того, чтобы московская школа
прыжков жила, на К-45 необходим элементарный ремонт, а
не масштабное строительство.
- Надо привести в порядок то, что у нас уже есть, - объяснил
Ахромеев. - Мы считаем, что с точки зрения природоохранного
статуса территории демонтаж и вывоз конструкций более
проблематичен, чем элементарные ремонтные работы по поддержанию
существующих объектов. На 45-метровом трамплине нужны
меры, которые можно назвать превентивными. Требуются буквально
два сварщика. Там нет ничего сложного, и не нужно каких-то
фантастических сумм. Что касается большого трамплина,
то инспекция FIS в 2010 году дала рекомендации по профилю
горы приземления, которую предлагалось сделать более пологой.
гора приземления имеет бетонное основание и искусственное
покрытие. Ее можно выровнять за счет дополнительного бетонирования,
а в зимнее время - просто насыпать больше снега. При этом
гора разгона соответствует стандартам.
Если привести трамплин К-72 в порядок, то потенциально
на нем можно проводить даже международные старты. По словам
президента Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного
двоеборья России Дмитрия Дубровского, FIS готова пойти
на это в порядке исключения.
- Мы заинтересованы в том, чтобы трамплины сохранились,
- говорит Дубровский. - Прежде всего для развития детского
спорта в московском регионе и привлекательности города
для проведения международных соревнований. Трамплины располагаются
в центре столицы, и благодаря этому мы уже неоднократно
получали преференции от FIS. Международная федерация считает,
что, если трамплин будет реконструирован, а его мощность
будет увеличена минимум до К-80, на нем возможно проведение
и международных соревнований. FIS готова сделать для нас
исключение, несмотря на то, что старты Кубка мира не проводятся
на трамплинах ниже К-90...
Ситуацию с обновлением трамплинов на Воробьевых горах
осложняет появившийся там в этом году оползень, который,
по мнению Ахромеева, вызван небрежной эксплуатацией.
- Зимой на склонах было проведено обильное оснежение,
а весной снег не вывезли, - рассказывает Ахромеев - И
эта масса искусственного снега, мелкого и липкого, судя
по всему, спровоцировала оползень. Технология оснежения
такова, что в марте, когда снег начинает таять, его необходимо
вывозить. А в этом году в конце марта на Воробьевых горах
проводились соревнования на искусственной рампе...
Также звучали заявления, что трамплины могут не устоять
в случае мощного дождя. Но сооружение простояло 60 лет,
и все было нормально. Вообще раньше вокруг трамплинов
никаких серьезных оползней не наблюдалось. Некоторые геологи
даже говорят, что своей конструкцией трамплин фиксировал
этот склон.
- Мы сотрудничаем с правительством Москвы и Москомспортом.
Представили им свои пожелания, в том числе - в виде писем,
- отметил Дубровский. - Надеемся, руководство столицы
примет правильное решение по поводу трамплинов. Сейчас
ведутся разговоры о их сносе. Но я надеюсь, что власти
Москвы понимают: если трамплин и снесут, на его месте
может быть построен новый. Наша федерация заинтересована
в том, чтобы на Воробьевых горах действовал зимний центр,
где помимо прыжков и двоеборья могли бы развиваться горные
лыжи, сноуборд, фристайл. Эти виды спорта привлекательны
для определенного количества зрителей и их детей, которые
могли бы здесь тренироваться и отдыхать.
На большом трамплине сейчас нет возможности прыгать ни
летом, ни зимой. Хотя еще совсем недавно он был достаточно
популярным. Там проводились соревнования, в том числе
- в День Победы и День города. На Воробьевы горы всегда
приезжало много спортсменов и зрителей. Поэтому так важно
сохранить эти традиции. Надеюсь, руководство Москвы примет
правильное решение. А мы - попытаемся донести до властей
столицы информацию о всех, кто так или иначе в этом заинтересован.