WWW.SKIJUMPING.RU

 
Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь.

НОВОСТИ

Как будущий танкист не стал летающим лыжником

Зачастую победа достигается за счет грамотной тактики и умелой работы тренера

В декабре 1981 года, будучи курсантом первого курса танкового училища, я пробежал 10 километров на лыжах и занял призовое место на зимней спартакиаде училища. На следующий день меня вызвал к себе старейший преподаватель физвоспитания Леонид Ильич Парамонов (Парамоныч) и тоном, не терпящим возражений, объявил, что мне оказано доверие и теперь мне предстоит защищать честь нашего учебного заведения на первенстве Приволжского военного округа по лыжному двоеборью.

Я робко возразил, сказав, что выиграл спартакиаду только потому, что в ней не участвовали пять наших курсантов старших курсов, которые уже две недели находятся на каких-то окружных сборах, да и стреляю я неважно, а в биатлоне это главное. Строго посмотрев на меня, Леонид Ильич сказал:

- При чем здесь биатлон? Эта команда у нас уже укомплектована. А мы думаем о будущем. Ты вчера очень неплохо пробежал десятку, я вижу в тебе перспективу и сделаю из тебя хорошего двоеборца. Правда, этот вид спорта для нас совершенно новый, но с таким, как ты, орлом, я думаю, мы быстро достигнем серьезных результатов. Всего-то надо пробежать десятку и прыгнуть с трамплина. Ты родом-то откуда?

- Из Уфы, - откликнулся я.

- Так это вообще здорово, ведь соревнования будут проходить в Уфе. Небось, родных и друзей повидать хочется?

- Еще бы, но пробежать десятку - это одно, а прыгнуть с трамплина - это совсем другое. Я с детства высоты боюсь. И если бы не боялся высоты, то скорее всего поступал бы в летное училище, а не в танковое, - аргументировал я свое нежелание летать.

- А ты думаешь, что все десантники сами совершали свой первый прыжок с парашютом? Конечно же нет. Им всячески помогали их старшие товарищи, вот и я тебе помогу. Понял. Ну, все, разговор закончен, завтра жду тебя в 14.00 в спортзале, оформим документы и вперед.

БУДЬ ЧТО БУДЕТ

Весь вечер я провалялся в кровати, прикидывая возможные варианты отказа от поездки на эти соревнования, но ничего стоящего в голову не приходило. Ведь, если просто отказаться, то все посчитают меня, первокурсника, трусом, и это останется со мной на все время обучения в училище. А это меня никак не устраивало. Другие варианты откосить тоже не отличались оригинальностью. Так ничего в итоге и не придумав, я уснул. Утром решил, что поеду, а там будь что будет. И окончательно успокоил себя перспективой повидать родных и школьного друга Костика, с которым вместе поступали в военное училище, но он не прошел по здоровью.

Ровно в 14.00 я предстал перед Парамонычем.

- Уже прибыл? Молодец. Дуй к Сизову, он как раз оформляет документы, - и подтолкнул меня к двери соседнего кабинета.

Документы оформили довольно быстро. И по новой квалификационной книжке я стал перворазрядником по лыжному двоеборью.

Вернувшись в кабинет к Парамонычу, я сказал ему, что неплохо было бы хотя бы посмотреть на трамплин, с которого мне придется прыгать. В ответ Парамоныч коротко пояснил, что в нашей области такого трамплина пока нет, именно поэтому мы и выезжаем в Уфу пораньше, чтобы потренироваться. Там его и увидишь, и опробуешь...

Здесь же обговорили и организационные вопросы. Было решено, что жить я буду дома, а мой новоиспеченный тренер - наставник в гостинице.

Через день прибыв в Уфу, я сначала проводил Парамоныча до гостиницы, где мы договорились о первой тренировке, а потом помчался домой.

Вот уже и мой дом, подъезд. Быстро взбежал на третий этаж и позвонил. Дверь открыла мама и, охнув, спросила:

- Лешенька, тебя, что, из училища отчислили?

- Да нет, мамуся, я приехал защищать честь своего училища на первенстве военного округа, - гордо сообщил я.

И тут началось...

В течение почти двух часов я отвечал на вопросы отца и бабушки, наверное, как все известные люди на пресс-конференции. Успокаивал прослезившуюся мать и говорил, говорил, конечно же, немного приукрашивая и свою учебу, и свой авторитет среди курсантского сообщества.

В заключение семья дружно решила сегодня же собрать у нас близких знакомых на вечернее застолье в честь моего прибытия. Мне ничего не оставалось, как согласиться с предстоящим мероприятием, однако я попросил у отца разрешения пригласить Костика. Получив добро, набрал номер его домашнего телефона и долго ждал, пока возьмут трубку.

Услышав его сонный голос, спросил:

- Костян, ты чего это дрыхнешь, уже почти полдень?

- Лешка, ты где?

- Где, где, дома я.

- Так залетай ко мне, жду.

Сказав родителям, что иду к Костику, я быстро испарился. Костик жил в соседнем подъезде на втором этаже, так что через пять минут я уже названивал в дверь школьного друга условным кодом. Дверь распахнулась, на пороге стоял улыбающийся Костик в трусах и майке.

- Леха, ну ты, метеор, я даже портки не успел натянуть. Пойдем на кухню, дома никого нет, там и поболтаем.

Когда я в стихах и красках рассказал ему, по какой причине так внезапно оказался дома, он вылупился на меня и сказал:

- Леха, ты, что, идиот или прикидываешься, ты хоть раз видел этот трамплин? Перед первым же твоим прыжком надо сразу заказывать оркестр на похороны. В лучшем случае, если останешься жив, то долго придется лечиться и отстирывать свое белье и штанцы, которые ты еще перед прыжком обильно испачкаешь. Тем более, насколько я помню, ты ведь всегда высоты боялся. А здесь надо лететь на высоте, наверное, 20-30 метров и вдаль метров на 70-90. Надеюсь, у тебя нет мыслей - покончить жизнь самоубийством?

- Костик, ты прав, я уже несколько дней думаю, как мне аккуратно соскочить с этого мероприятия. Да так, чтобы и Парамоныча не подставить и, как говорят, не уронить честь и достоинство.

- И жизнь, - добавил Костик. - Я бы лично сделал так. Пробежал десятку, у тебя это хорошо всегда получалось, а на прыжки заболеть. В случае чего можешь сказать, что получил травму в драке, отстаивая честь любимой девушки. Для правдоподобности могу тебе фонарь под глаз повесить.

- А что, идея неплохая, возьмем ее за основу, а там уже как получится, - одобрил я предложение Костика. На том и остановились.

ТРАМПЛИН ЖДЕТ

Вечером собрались приглашенные родителями гости и мы с Костиком. Посидев часик вместе со всеми и, попросив у отца 10 рублей, мы тихо покинули разгоравшееся застолье и пошли к друзьям Костика в студенческое общежитие. Вечеринка там получилась классной, домой я прибыл около трех часов утра.

С большим трудом проснувшись и выслушав упреки бабушки, я уже в 9.00 входил в гостиницу к Парамонычу. Видя его помятый вид, можно было смело сделать вывод, что и у него вечер сложился.

- Ну, что, Леша, мандатную комиссию вчера мы уже прошли, готовься к гонкам. Сейчас поедем посмотрим трассу, а потом и трамплин.

На месте проведения соревнований народу было довольно много. Парамоныч сразу же куда-то исчез. Оказывается, шло первенство республики, и я первый раз реально увидел, как прыгают с трамплина. Костик был абсолютно прав, этот вид не для меня. Когда я увидел первого, высоко парящего над нами лыжника, и представил себя в этом качестве, меня охватила такая дрожь в коленках, что я подумал: «Еще немного - и я грохнусь прямо здесь».

Вдруг рядом оказался мой тренер - наставник, который широко улыбаясь, сказал, что, поскольку вот этот чемпионат продлится еще не один день и трамплин занят, то мы свои соревнования начинаем не с прыжков, как это положено, а с лыжной гонки.

- То есть представляешь, Леха, у нас уже зачет в участии будет, а не «баранка». Теперь не дрейфь, Алексей, а то, судя по твоему внешнему виду, даже посмотрев прыжки других, ты готов от всего отказаться. Только в гонке не подведи, а там посмотрим, - загадочно улыбнулся он.

ГЛАВНОЕ - ДОГОВОРИТЬСЯ

Через день на десятке я был третьим. Всего заявленных участников было 7 человек. Парамоныч радовался так, будто я стал по меньшей мере чемпионом Союза. Первое и второе места разделили два мастера спорта. Мне не хотелось сразу портить настроение тренеру, но я прямо ему сказал, что прыгать не буду.

Парамоныч еще сильнее развеселился и сказал:

- Все, что ты мог, уже сделал. Дальше не твоя забота.

Я толком ничего и не понял, что означала эта фраза, но был очень доволен собой, потому что честно сказал о своем дальнейшем неучастии.

В день прыжков, сказавшись травмированным, я прогуливался возле трамплина и ждал Парамоныча, который отправился в судейскую коллегию. Только двое ребят готовились к прыжкам. Это были те два мастера спорта, которые поделили первое и второе места в нашей гонке. Остальных нигде не было видно.

Отсоревновались эти двое быстро. И тут появился мой тренер и сказал, чтобы я шел на награждение. Я спросил, не перепутал ли чего мой наставник? На что он с хитрющей улыбочкой ответил:

- Остальные участники гонки тоже не прыгали, отказались, но ты был в призерах гонки и поскольку травмирован, судейская коллегия соревнований приняла решение о завоевании тобой третьего места. Понял? Дуй на пьедестал.

Вот так я стал призером-двоеборцем.

Однако моя спортивная карьера двоеборца продолжалась недолго. На следующий год в училище поступило много ребят-спортсменов, в том числе и кандидатов в мастера спорта. А я до окончания училища хотя и участвовал в соревнованиях на первенство училища, больше ни разу не поднимался выше десятого места. Да и Парамоныч ко мне охладел и никогда больше не приглашал выступать за сборную.

Валерий Астанин. "Независимая газета", 06.06.2014

Об авторе: Валерий Иванович Астанин - генерал-лейтенант в отставке.

  Поделиться новостью:

‹‹ назад на Главную


© Создание и поддержка проекта - ЗАО "ТелекомПлюс"

  Rambler's Top100