Фрагмент из книги В.Ф. Славского
"Вопреки всему", посвященный сочинским трамплинам
из 5 главы
Огромным стимулом для развития всех видов спорта является
проведение Олимпийских игр в той или иной стране, что
и продемонстрировала Канада на играх в Ванкувере.
В г. Ванкувере [Канада) к олимпиаде построили отличные
трамплины, а мы к
Олимпиаде в г. Сочи тоже построили, но они лучше, не только
по своим параметрам, но и по спортивным характеристикам
. Почему? Да очень просто! Мне удалось
своевременно убедить инвестора пригласить консультантом
одного из лучших
специалистов в мире по строительству лыжных трамплинов
- Торгира Норби из Норвегии.
Я Норби знаю около 20 лет. Человек чрезвычайно ответственный.
В силу с"воего
характера и опыта, он не просто консультировал, но практически
большую часть
рабочих чертежей подготовил лично, а его советы были бесценны.
Его терпение, знания и настойчивость сыграли решающую
роль в сооружении современнейших трамплинов для проведения
Олимпийских игр в г. Сочи. Правда в работе не обошлось
без трений. Зарубежному специалисту очень трудно понять
нашу психологию и поступки.
Если на западе в первую очередь преобладает наработанная
система и экономический расчет, то у нас в России пока
в основе действует принцип эффекта и гордости. А мы что
сами не можем? Мы что хуже других? Конечно эффективнее
было
бы сочетание того и другого, но в Роесии привыкли ставить
рубежи, и их героически преодолевать. А затем, когда деваться
уже некуда, сжигают мосты,, и не смотря ни на что .добиваться
поставленной цели. Но что удивительно! Я это хочу особенно
подчеркнуть: сегодня у нас это работает. Да, эта позиция
не очень убедительная, но и сидеть, сложа ручки и ожидая
у моря погоды тоже нельзя. Мы, тогда просто «закиснем»!
Именно поэтому в ряде случаев волевые решения руководителей
вполне оправданы. И в первую очередь ярким примером этому
- борьба за получение права проведение зимних Олимпийских
игр в г. Сочи. Затем не менее эффективный запрос на проведение
Чемпиона мира по футболу в 2018 году.
Да, исполнить это будет очень трудно, но ведь надо себя
уважать, нам никто в этом не поможет. В мире даже в мирное
время идет жестокая борьба за выживание, слабых используют
в своих целях. Во всем мире знают что благодаря В.В. Путину
Россия выиграла конкурс на проведение зимних Олимпийских
игр. Ну, а затем, как и положено, началась грандиозная
подготовка к ее проведению. Мне повезло, что я стал одним
из участников этого. Началось все с 2005 года, когда нас
собрали и привезли в, так называемую, «Грушевую поляну»,
которая расположена в глубине самого отдаленного ущелья
п. Красная Поляна. Причем привезли и сообщили - «Здесь
будут построены лыжные трамплины и санно-бобслейная трасса».
Я сразу же задал вопрос: «Кто решил?» Ответ был однозначным:
Так решили, так и будет!. Вот Бобслеисты уже согласились.».
Но я то знал это место и категорически возразил. Прошло
некоторое время и наше предложение о строительстве лыжных
трамплинов в п. Красная Поляна в районе местечка «Эсто-Садок»
было принято.
Это место было одобрено представителями FIS. Само ущелье
по расположению - идеальное место именно для трамплинов.
Оно хорошо защищено от солнца и ветра, а также очень красиво
вписывается в общий архитектурный план поселка. В общем
внешне все выглядело идеально. Первое что меня насторожило,
это принятое решение в верхах, о том что строить трамплины
будет инвестор. Насторожило, потому что подобного в международной
практике не было. Строительство лыжных трамплинов дело
очень сложное, затратное и практически не окупаемо, но
у нас так принято, что если «там принято» то надо исполнять.
Я официально предложил изучить этот вопрос, но на это
никто не обратил внимания.
Самая большая неожиданность нас поджидала в период начала
строительства. Вместо предполагаемых в этом месте породистых
гор, строители столкнулись с местностью, образовавшейся
за счет селя - то есть грунтов, накопившихся в этом месте
веками. И вот это все вместе взятое - инвестор и геология
наложило серьезнейшие проблемы как на само строительство,
так и на его организаторов.
Сегодня уже можно смело сказать, что построен достойный
спортивный объект для проведения Олимпиады. И то что Олимпиада
будет проведена на высоком уровне у меня, да и наверное
только у мене, сомнений нет.
Но мне по-прежнему не дает покоя мысль о будущем этого
уникального спортивного сооружения, состоящего только
из двух олимпийских трамплинов и лыжероллерной трассы
для лыжного двоеборья.
Эта «олимпийская» история началась с первых дней приведение
в жизнь условий, выдвинутых нашей страной в Заявочной
книге Сочи 2014. Руководство Оргкомитета довольно настойчиво
уходило от общения с Федерациями. Не буду настаивать,
что со всеми, но то что с нашей - это точно. Именно это
и породило такой болезненный ход событий на протяжении
всего периода, что в значительно степени повлияло как
на сроки строительства, так и в итоге на Олимпийское наследие.
Ведь каждому понятно, что очень важно не допустить на
первой стадии ошибок. На рабочем языке это значит - правильно
определить задачу и на этой основе подготовить грамотное
техническое задание. И обойтись здесь без специалистов
невозможно. Тем более при строительстве абсолютно уникального
сооружения для нашей страны - лыжных трамплинов.
Именно поэтому я и подготовил с опережением несколько
писем для Оргкомитета Сочи 2014. Но увы. К ним никто не
присушился.
Проблемы не замедлили сказаться. Первое. Совершенно неожиданно
для нас в принятом постановлении правительства появилась
запись о строительстве только двух лыжных трамплинов;
К-95 и К-125, что явно не соответствовало «Заявочной книге
».
Необходимо было действовать, так как время уходило и довольно
быстрыми темпами. Я подготовил письмо председателю Оргкомитета
Сочи. Причем письмо с конкретными предложениями.
ПИСЬМО в адрес Д.Н.ЧЕРНЫШЕНКО
Но, тем не менее, положение не только не улучшилось, а
наоборот, серьезно ухудшилось. Тогда я вынужден был написать
письмо в адрес заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации Дмитрия Николаевича Козака.
ПИСЬМО Д. КОЗАКУ
Суть предложений сводилась к четырем основным пунктам:
1. Привести все в соответствии с Заявочной книгой, которой
определено строительство пяти трамплинов К-125, К-95,
К-20, К-40 и К-60 за счет госбюджета. С последующей передачей
(на основании п.п.6.4. и 8.5. Заявочной книги) Федеральному
агентству по физической культуре и спорту (Росспорт) с
целью создания федерального центра по лыжным видам спорта.
Лыжероллерная трасса включается в эту программу автоматически,
так как этапы Кубка Мира по лыжному двоеборью проводятся
летом.
2. По мировым аналогам в этот комплекс должны входить
(кроме основных спортивных объектов и инфраструктуры для
проведения Олимпиады) гостиница со спортзалом и плоскостные
спортивные сооружения.
3. С целью создания современного спортивного комплакса
и с учетом его перспективы необходимо привлечь к проектированию
зарубежных специалистов.
4. Проанализировать, в состоянии ли инвестор выполнить
задачу, поставленную руководством страны - построить современный
спортивный комплекс с учетом полноценного использования
его в будущем.
Ответ не заставил себя долго ждать и был однозначен:
«Требования Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного
двоеборья России о необходимости строительства единого
тренировочного
комплекса трамплинов, включающего в себя, два основных
и три
тренировочных трамплина, а также лыжероллерную трассу
и по возможности
спортивный гостиничный комплекс на 200-250 мест с тренажерным
залом и плоскостными сооружениями вполне обоснованы» -
так ответил заместитель министра регионального развития
Российской Федерации.
Виталий Смирнов на заседании Совета при Президенте РФ
по развитию физической культуры и спорта доложил об этом
президенту РФ Д.А. Медведеву. Все, на всех уровнях, это
поддержали. Но пока вопрос наследственности повис, что
называется, в воздухе, и в таком виде, в каком комплекс
лыжных трамплинов находится сейчас, никакой перспективы
после Олимпиады 2014 не предвидится.
Пять лет я потратил только на то, чтобы убедить первых
лиц, которые причастны к строительству спорткомплекса
в Сочи, построить все самое необходимое в соответствии
с «Заявочной книгой «Сочи - 2014». Все были «за», в том
числе и Президент страны. Но ... все, кто так или иначе
был причастен к этому процессу, постепенно отошли в сторону,
и затихли. В итоге я остался один на этом фронте.
Не дает мне покоя и сегодня понимание того, что два олимпийских
трамплина и трасса для лыжного двоеборья, где пройдут
Олимпийские игры, по окончании Олимпиады никому не будут
нужны, невзирая на потраченные миллиарды рублей. И страна
не будет иметь уникального учебно-тренировочного и восстановительного
центра для подготовки олимпийского резерва страны.
Именно здесь 4000 лыжников, занимающихся нашими видами
спорта в спортивных школах России, имели бы возможность
тренироваться и восстанавливаться в самых идеальных условиях.
Но получилось так, как и всегда. На всех уровнях говорят
красивые слова об олимпийском наследии, а на практике
- все с точностью до наоборот.
Олимпийские игры мы, конечно, проведем. И это будет достаточно
высокий уровень, в этом никто не сомневается. Залогом
этому послужили первые, проведенные Российские и международные
соревнования Есть первый рекорд, и есть первый чемпион
на олимпийском трамплине К-125. Вот исторический протокол
участников этого первого спортивного праздника на олимпийском
трамплине в п. Красная Поляна:
Статья в «Весь спорт»
Владимир Славский: мнение профессионалов по строительству
трамплинов в Сочи пока не является доминирующим
Сохраняется опасность неполной реализации планов строительства
олимпийских объектов в Сочи, прописанных Заявочной книге
- в частности, комплекса трамплинов для соревнований по
прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья. Об этом
Агентству «Весь спорт» заявил президент Федерации прыжков
на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир
Славский.
«В заявочной книге «Сочи-2014» было указано, что вместе
с двумя большими соревновательными трамплинами - К-95
и К-135 будут построены три маленьких, тренировочных -
К-20, К-40 и К-60, - напомнил Владимир Славский. - При
этом должен быть построен полноценный центр для сборных
команд России
всех возрастов: с пятью трамплинами, лыжероллерной трассой
и
гостиницей для спортсменов. Только тогда строительство
получило бы какой-то смысл для будущего. Иначе это все
равно, что поставить трамплины в пустыне. Эффект тот же.
Кончится Олимпиада - и все. Кто туда поедет тренироваться?
Кому нужны будут эти большие трамплины? Я уже не раз говорил,
что объекты надо строить не под Олимпиаду, а под страну».
«Да, на бумаге пока вес правильно, но опасность, что будут
построены «просто» трамплины пока сохраняется. - продолжил
Владимир Славский. - Сейчас строительство еще толком не
началось, а объекты нужно иметь уже к зиме 2012 года.
То есть, строки уже поджимают. В этом деле наша федерация
участвует, но, к сожалению, мнение профессионалов пока
не является доминирующим. Поэтому лучше всего многие ваши
вопросы переадресовать Оргкомитету «Сочи-2014»
Вопросы, связанные со строительством, без согласования
с Федерацией не решались, и это не из упрямства, а подобная
практика уже дано существует во всем мире. Самое главное
- изначально не допустить никаких ошибок, а иначе их исправить
будет, как минимум, очень сложно, а как максимум - просто
невозможно. Поскольку трамплин, как архитектурное и инженерное
строение, очень непростое сооружение, все его параметры
должны быть абсолютно точными, ведь исправление ошибок
может обойтись намного дороже, чем само строительство.
Именно поэтому я настойчиво предлагал руководству ООО
«Красная Поляна» привлечь консультантом эксперта FIS по
трамплинам Торгира Нордби из Норвегии. Это наиболее авторитетный
специалист в области проектирования, строительства, и
оснащения современных трамплинов. И с ним, вот уже на
протяжении пяти лет, начиная от определения места под
строительство, мы дружно трудимся на сочинском объекте.
В 2008 году я познакомился с заместителем президента правления
Сбербанка России Станиславом Константиновичем Кузнецовым,
который с первых дней нашего знакомства занялся освоением
нового для себя объекта - строительством лыжных трамплинов.
За все эти годы он стал нашим единомышленником и большим
другом. Сбербанк России является генеральным партнером
оргкомитета «Сочи 2014», а также основным акционером ООО
«Красная Поляна», и, конечно же, вносит неоценимый вклад
в создание этого уникального спортивного комплекса. Мы
со Сбербанком России стали настолько близкими соратниками
в этой работе, что в определенный период времени, один
из руководителей Сбербанка чуть было не стал президентом
нашей Федерации. За короткий промежуток времени, а именно
с момента получения права на проведение Олимпиады в нашей
стране, у меня образовался большой круг соратников, а
затем и друзей в оргкомитетах «Сочи 2014», «ОЛИМПСТРОЕ»,
а также среди проектировщиков и строителей объектов грядущей
Олимпиады.
Именно в это время значительно расширился круг моих личных
знакомых и друзей. С Магомедом Балаловым мы разные по
возрасту и наклонностям. Надо было видеть, как он сражался
за своевременный ввод трамплинов в строй!
. О таких, как Евгений Каплун, говорят - «он в обойме
и руководит кухней». С самого начала нашего знакомства
мне было очень приятно с ним общаться, но глубину своего
уважения к этому человеку я осознал в период подготовки
и проведения первых соревнований на Олимпийском трамплине.
Первые старты - это ведь было только начало большого и
длинного пути по вводу в эксплуатацию полноценного Олимпийского
комплекса.
Первые и самые яркие впечатления о проведенных международных
соревнований в п. Красная Поляна (Сочи) по прыжкам на
лыжах с трамплина и лыжному двоеборью директора континентального
кубка FIS Хорста Тильмана и победителей - Грубера и Лодвига:
Вопрос: Хорст, какие у Вас впечатления от соревнований,
и от сочинских трамплинов?
Х.Т. - Я честно могу сказать, это одни из лучших соревнований,
которые я видел. У вас есть теперь прекрасные олимпийские
сооружения, отличный большой трамплин. Мне он очень нравится,
а также нравится олимпийскому чемпиону Симону Амманну,
Мартину Шмитту, другим известным спортсменам. Многие спортсмены
говорили, что это один из лучших трамплинов, на которых
они прыгали. С организационной точки зрения я хочу поблагодарить
российскую Федерацию прыжков на лыжах с трамплина и лыжного
двоеборья за огромную работу, которую они проделали, и
задолго до соревнований, и в последние 4 дня.
И я абсолютно уверен, могу сказать это от имени ФИС, что
Сочи, Чайковский и Нижний Тагил готовы принимать международные
соревнования любого уровня.
Я считаю, что эти соревнования в Сочи прошли на уровень
выше, чем Континентальный кубок
И я хочу сказать спасибо правительству России, строителям,
Федерации и другим.
Победитель второго дня соревнований Тодд Лодвик, отмечает
прекрасную работу организаторов:
"Благодаря организаторам, мы чувствовали себя настоящими
VIP-гостями, было сделано все, чтобы мы могли насладиться
своим пребыванием в Сочи. В воскресенье было очень жарко,
и водная станция помогла пополнить запас энергии, чтобы
победить Грубера во второй день соревнований!"
Грубер также дал положительную оценку:
"Какие отличные выходные. Я был хорошо настроен перед
поездкой в Сочи, а завоевание первого и второго места
только укрепило мои чувства. Разве могло знакомство с
трамплинами и трассами «Сочи-2014» сложиться еще лучше?"
Работая в должности вице-президента я еще с большей энергией
продолжил заниматься развитием наших видов спорта и конечно
в первую очередь строительством спортивной базы. За два
последних года я не вылезал из командировок по России,
поездки за рубеж отпали полностью, так как здесь - в России
решалось главное - Быть или не быть? И сегодня можно с
полной уверенностью сказать: «НАКОНЕЦ СВЕРШИЛОСЬ!!!»
Поводя итоги давайте оглянемся на 2009 год, тогда, в начале
года, когда министр спорта России поддержал мои предложения
, но никто не верил, что их реализация возможна в нашей
стране , так как до этого только и делали, что нам обещали
на всех уровнях.
Вот как газета «Спорт-экспресс 14.02 2009 описала это
решение:
"Через два года в России появятся пять новых центров
подготовки"
Вчера министр спорта Виталий Мутко одобрил предложение
по реконструкции старых и строительству новых трамплинов.
Мутко подписал программу по реконструкции и строительству
следующих объектов, В Санкт-Петербурге будет произведена
реконструкция двух трамплинов и построен новый К-125.
В Чайковском (Пермский край) будет реконструирован комплекс
из 5 трамплинов. В Нижнем Тагиле будут реконструированы
4 трамплина. В Нижнем Новгороде подвергнется реконструкции
один трамплин, а еще 3 будут построены. В Уфе подлежат
реконструкции 4 трамплина, и будет возведен новый К-125,
Кроме того, по согласованию с президентом Федерации прыжков
с трамплина и двоеборья России Владимиром Славским, Мутко
утвердил образование Всероссийского центра по подготовке
прыгунов с трамплина (в том числе женщин) и двоеборцев
в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Уфе и Нижнем Новгороде
будут созданы региональные центры подготовки, а в Чайковском
- специализированная школа.
Принято решение о создании единого Всероссийского центра
по подготовке резерва и научно-медицинского обеспечения
спортсменов на базе Санкт-Петербургского НИИ и Академии
им. Лесгафта, где будет проходить обучение тренеров, судей
и работников служб по проведению олимпийских соревнований
в Сочи-2014.
Владимир СЛАВСКИЙ:
Впервые за последние 30 лет на государственном уровне
подписана программа и выделены деньги на приведение в
порядок и строительство 5 основных центров в России. Реконструкция
и строительство будут произведены за два, максимум три
года. Уже подписаны контракты со строительными компаниями
из Германии и Австрии, которые будут возводить трамплины
в Петербурге, Чайковском и Нижнем Новгороде. Если работа
будет сделана в срок, это в корне изменит ситуацию в прыжках
с трамплина и двоеборье. Появление сразу 5 новых центров
подготовки позволит нам на ближайшие 15 лет забыть о проблемах,
связанных с базой.
(Sрогt-ехргess.ru 14.02.2009)
2012 г. для всех без исключения - болельщиков, спортсменов,
тренеров, ветеранов и просто любящих наш спорт стал историческим.
Именно в этом году прошли все юбилейные мероприятия, посвященные
100-летию прыжков с трамплина в России, В этом году, /1Г>нашей
стране впервые стали проводиться международные старты,
начиная с этапов Континентального кубка, летнего Гран-при
и заканчивая этапами Кубка мира.
Именно в этом году в нашей истории произошло уникальное
событие, впервые за 100 лет в России появились современные
прыжковые центры международного уровня. Это трамплины
в Чайковском, Нижнем Тагиле и Красной поляне (Сочи) а
так же вступил в строй тренировочный центр в Санкт-Петербурге.
09.05.2014
|