Планица: два
самых важных прыжка в жизни Бьорна Айнара Ромерена
Вот и закончился этот сумасшедший по напряжению, эмоциональности
и громкости неутихающих дискуссий сезон. Закончился ровно
так, как надо: прекрасным соревнованием, в очередной раз
напомнившим всем, что Планица – одно из самых волшебных
мест на планете. Даже когда финал проходит не на Летальнице.
Даже когда льет как из ведра, а окружающие горы тонут
в густом тумане.
Восхитительный прыжок Превца на рекорд трамплина, победа
на домашнем этапе и это смущенное, растерянное выражение
лица на пьедестале, эта трогательная попытка тихо подпевать
своему гимну – это ли не чудо? Столь высокий уровень
соревнований, что известная песня «Планица, Планица»,
знаменующая очень далекие прыжки, не утихала почти после
каждого прыжка второй попытки – это ли не чудо?
Окончательное возвращение Андреаса Кофлера в отличную
форму и в целом наступление мощного фронта омолодившейся
и преобразившейся австрийской команды – это ли не
чудо? Теплые, трогательные проводы Мартина Коха днем ранее
– и это такое же проявление волшебства Планицы,
как и все остальное, что мы наблюдали последние три дня.
Благодаря такому можно позабыть обо всех невзгодах трудного
и невзрачного сезона, обо всех травмах, проблемах с погодой
и отмененных соревнованиях и просто с радостью смотреть
за великолепным стартом.
Но среди всех этих чудес одно стоит особняком на шестнадцатой
строчке финального протокола: Бьорн Айнар Ромерен. Сегодня
его блистательная карьера, полная феноменальных взлетов
и стремительных падений, подошла к концу.
Бьорн объявил об этом тихо, без громких пресс-конференций,
официальных прощаний и прочих стандартных процедур. Перед
последним соревновательным прыжком своей жизни он выложил
в Инстаграм фотографию себя на фоне трамплина. «Спасибо
всем, кто принимал участие в этом невероятном периоде
моей жизни, тренерам, спортсменам, чиновникам, спонсорам!»
— написал он в своем Инстаграме, — «Я
надел лыжи в Планице в последний раз и начинаю новый этап
моей жизни вместе с женой. Спасибо за все!». О том,
что он хотел уйти после этого сезона, он говорил давно.
Однако после того, как он попал в Гаррахов, в его голосе
появилась нотка сомнения, и он не раз признавался в недавних
интервью, что жалеет о таком категоричном заявлении и
не уверен, что действительно хочет закончить карьеру сейчас.
Тем не менее, сегодня решение было принято, и после прыжка
в зону выката вышел рейс-директор Вальтер Хофер, чтобы
пожать ему руку и поблагодарить за все.
Фотография, которой Бьорн сопроводил объявление о
завершении карьеры...
...и то, как она снималась.
«Я не знаю другой жизни и каждый год не могу дождаться
первого снега, чтобы выбежать на улицу и отправиться прыгать»,
– рассказывал Бьорн о себе. Среди его достижений
– восемь побед на этапах Кубка мира, олимпийская
бронза в команде, три командных медали в Чемпионатах мира
по прыжкам и четыре в полетных чемпионатах. Всего на подиум
он поднимался 22 раза за свою долгую тринадцатилетнюю
карьеру. Но это все сухие цифры.
Два самых важных прыжка в его жизни были совершены в Планице.
Главным его достижением является рекорд мира, установленный
в Планице 20 марта 2005 года. В тот день он сначала прыгнул
на 234,5 метров на тренировке, но Матти Хаутамяки тут
же перебил этот свежий рекорд, приземлившись на метр дальше,
и Ромерен ответил во время соревнования фантастической
для Планицы дальностью – 239 метров.
«Нам это не снится, Эспен Бредесен. Это происходит
наяву, и мы сидим и смотрим на это», – обращался
тогда к своему товарищу по микрофону зачарованный зрелищем
главный норвежский комментатор прыжков Арне Шейе (который,
к слову, тоже завершил свою многолетнюю комментаторскую
карьеру именно сегодня). Кличка «Мистер 239»
крепко приклеилась к Бьорну на годы. Это самый долгоживущий
рекорд за всю историю современных прыжков с трамплина,
и он целых шесть лет оставался недосягаем ни для кого.
Целых шесть лет Бьорн, отчаянный, неудержимый Бьорн был
лучшим полетчиком мира.
Бьорн не всегда отличался самым кротким нравом, и справиться
с ним не всегда удавалось даже железному спокойствию Мики
Койонкоски. Многое оставалось внутри команды, некоторые
вещи вырывались наружу. Самым любопытным случаем можно
назвать неприятную историю с открытием реконструированного
Холменколлена. Открыть столь легендарный новый трамплин,
считающийся национальной ценностью, – огромная честь.
Публичным голосованием для этого была выбрана Анетт Саген.
Ромерен занял в голосовании второе место. Однако вечером
перед официальным открытием он появился среди накатчиков
и сделал прыжок, став тем самым первым атлетом, кто прыгнул
на новом Холменкольбаккене. Поднялся огромный скандал
с политическим оттенком, и Бьорна открепили от сборной
на несколько этапов. Он принес Анетт Саген официальные
извинения, в котором, впрочем, не смог не отметить «маленький
триумф радости», переполнявший его.
Не всегда его карьера шла так, как ему хотелось бы. Особенно
это проявлялось в последние годы. «Мои прыжки столь
же нестабильны, как моя способность выговаривать название
города Szczyrk», – шутил он. В 2012 году его
начали преследовать проблемы со спиной: у него диагностировали
спинную грыжу. После операции по ее удалению возвращение
на международный уровень затянулось. Бьорн долго не выходил
на трамплин, а после возобновления тренировок результаты
были, мягко говоря, разочаровывающими: в начале этого
сезона он занимал последние места на соревнованиях Кубка
Норвегии.
Но к концу сезона забрезжил свет в тоннеле, и в те дни,
когда в Норвегии проводились Холменколленские игры, куда
он так стремился попасть хотя бы в национальную группу,
он в последний раз в жизни слушал играющий в свою честь
«Ja, vi elsker dette landet» в польском Закопане.
Победа на этапе Континентального кубка дала ему билет
в команду в Гаррахов, а затем, после весьма успешного
выступления там, и возможность поехать в Планицу. И сегодня
состоялся второй главный прыжок в его жизни: без помпезности,
без причуд, без громких слов. Не на величественной Летальнице,
в этот раз лишь на скромной Великанке. Но в той же Планице.
Планица внесла его имя в историю, Планица же и подарила
ему последний полет.