WWW.SKIJUMPING.RU

 
Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь.

НОВОСТИ

Олимпийские итоги: сборная Норвегии

Олимпийские игры прошли, оставив после себя приятные воспоминания о красивых закатах Красной Поляны, белесых вершинах гор и ярких соревнованиях. Однако пришло время сделать некоторые выводы. Событие такого масштаба, как Олимпиада, с легкостью обнажает все проблемы, существующие в сборных. Поэтому пока команды, чуть передохнув, отправляются на марафоноподобную череду соревнований в рамках Северного турне, хотелось бы поподробнее взглянуть на то, что происходит в основных сборных. Первой станет, пожалуй, самая проблемная – сборная Норвегии.



Эти Олимпийские игры закончились для норвежцев провалом: шестое место в командных соревнованиях и неудовлетворительные итоги в индивидуальном зачете.

Результат на высоком уровне показал лишь Аннеш Бардал, взявший бронзу на среднем трамплине. На большом трамплине даже он не показал ничего выдающегося, заняв в итоге 16-ое место с двумя абсолютно идентичными и довольно посредственными прыжками. В командном соревновании один Бардал не смог вытащить всю команду, и поэтому сборной пришлось довольствоваться лишь 6-ым местом.

На общем фоне неплохо смотрелся Аннеш Фаннемель, который за последний год стал крепким номером два норвежской сборной. Полетчик по натуре, на среднем трамплине он смотрелся неубедительно, напрочь проваливая раз за разом воздушную фазу прыжка и рассказывая впоследствии норвежским журналистам про то, что стол отрыва сочинского К-95 очень чувствительный и не прощает ошибок. Однако на большом он нашел подход к капризному профилю горы и остановился на пятом месте, в десяти баллах от бронзы. В команде он также отнюдь не выглядел слабым звеном.

Про остальных сказать то же самое не получится. Нынешняя форма Руне Вельты не позволила ему бороться за что-либо серьезнее попадания в тридцатку. Аннеш Якобсен заслуживает отдельного разговора, и про него мы поговорим поподробнее чуть позже. А Даниэль Андре Танде, которого неожиданно включили в олимпийскую сборную после трех этапов в Кубке мира с не самыми выдающимися результатами, оставив в стороне гораздо более опытных ребят из Б-команды и испытывающего трудности в этом сезоне Тома Хильде, вообще приехал в Сочи в качестве зрителя.

Сразу после командного соревнования спортивный директор норвежской федерации Клас Бреде Бротен раздал норвежским СМИ кучу разгромных комментариев. «Большинство наших спортсменов не справились со своими задачами», - рассказал он adressa.no, - «Мы провалились на этих Играх». Было сказано много громких слов про то, что сам Бротен берет на себя ответственность за провал, причем не только на Играх, но и в течение всего сезона. На фоне его слов о том, что виноват в плохих результатах в этом виде спорта он и только он, и его подчиненные не пострадают, расплачиваясь за провал, очень любопытно смотрелась новость, что контракт главного тренера сборной, Алекса Штокля, продляется до 2018 года. Приоритеты федерации и позиция относительно развития сборной в будущем стали ясны.

Добавляет масла в огонь заявление Бардала о том, что он, возможно, закончит карьеру в этом году: в ответ на расспросы о грядущем чемпионате мира в шведском Фалуне после этапа на принимающем чемпионат трамплине Бардал рассказал, что, вероятно, Фалун-2015 пройдет без него. Решение будет принято после окончания этого сезона.



Позвольте мне отойти от сухих фактов и допустить некоторую субъективность в попытке анализа сложившейся ситуации. В конце концов, это блог, предполагающий именно субъективную точку зрения. На мой взгляд, на данный момент в сборной Норвегии три большие проблемы, требующие решения. Давайте поближе взглянем на каждую из них.

Проблема первая: главный тренер сборной Алекс Штокль

Под управлением предыдущего тренера Мики Койонкоски у норвежцев все было в порядке. Койонкоски, как известно, был весьма жестким тренером, порой даже излишне. Однако он выполнял в команде функцию, которая необходима для именно этого коллектива людей с их менталитетом и психологическим климатом в сборной: он сам выступал в роли командообразующего звена, этакого лидера, на котором замыкались все контакты. В команде были четко распределены роли. Благодаря этому все проблемы решались быстро, оперативно и эффективно.

Потом Койонкоски ушел. Пришел Алекс Штокль: без сомнения, талантливый молодой тренер со свежими взглядами на жизнь и спорт и опытом воспитания юных дарований (годы работы в легендарной лыжной гимназии в австрийском Штамсе даром не прошли). Штокль — замечательный человек, приятный в общении, умный, не боящийся экспериментов. Но хороший человек, к сожалению, не профессия. Он сразу выбрал неправильную позицию: после Койонкоски к мягким и расслабленным норвежцам пришел человек, который попытался стать им другом, а не суровым наставником. Им нужна железная рука, а не приятный собеседник. Возможно, такая схема сработала бы в другой сборной, но не в Норвегии.  К тому же, Штоклю явно не хватает ни опыта, ни харизмы, ни авторитета для роли главного тренера основы. Его методика работы и новаторский подход великолепно бы смотрелись для роли тренера молодежки или второго тренера. Но лидерство он тянет с большим трудом.

Первое время по инерции все шло неплохо. Но импульс, оставшийся от Койонкоски, иссяк к концу прошлого сезона, и все развалилось, словно карточный домик. Проблемы копятся, а не решаются. Алекс упорно их игнорирует, уповая на то, что само все разгребется, периодически робко комментируя в прессе, что, мол, «возможно мне дадут шанс еще поработать с ребятами и посмотреть, что можно с этим сделать». Вместо помощи и поддержки талантливой, но неопытной молодежи он вытаскивает из запасников все новых ребят, а после двух-трех неудачных этапов списывает обратно в Континентальный кубок. Тем не менее, федерация в лице Класа Бреде Бротена продолжает быть от него в восторге и продлевает с ним контракт еще на один олимпийский цикл.

Поэтому, как ни прискорбно, полный провал в Сочи — логичное следствие тренерства Алекса.

Проблема вторая: руководящий состав федерации

Взглянем чуть выше и обнаружим, что рыба, как говорится, гниет с головы. Возможно, слишком резкий образ, но чем дальше в лес, тем более очевидным становится явное непонимание обстановки и дальнейших целей на гораздо более высоком уровне, нежели тренерский состав. В частности, речь идет о спортивном директоре федерации Класе Бреде Бротене.

Сам в прошлом прыгун с трамплина, Бротен уже почти десятилетие занимает эту должность. Из года в год количество спорных решений и нелогичных поступков все растет. Причем в последние пару сезонов его влияние усиливается, что нетрудно заметить по экспоненциально возросшему количеству публикаций с его именем в прессе, комментариев и громких заявлений. Составы на Игры, включая бессовестное исключение из заявки легендарной Анетт Саген даже при наличии дополнительной квоты; задвигание талантливых ребят вроде Атле Педешена Ренсена, Вегарда Склетта, Андреаса Стьярнена и многих других глубоко в Б-команду и в бездну Континентального кубка; контракт со Штоклем до 2018 года (каким бы талантливым тренером с новаторским подходом он ни был, для сборной это приговор); полное непонимание ситуации и расстановки сил в обеих сборных и цитаты формата «Марен Лунбю станет новым Бардалом для женской сборной» — это все лишь небольшая часть спорных эпизодов, в которых он принял непосредственное участие за последние годы. Нет смысла закапываться в дела давно минувших дней, как, например, проблемы Ларса Бюстоля с допинг-пробами или старательное добивание Ромерена в последние годы его карьеры. Даже за этот сезон неприятных эпизодов накопилось уже много.

После полного провала на Играх Бротен громогласно взял всю вину на себя, но, кажется, он и это переживет на своем месте. Норвежская федерация весьма консервативна.

Проблема третья: Аннеш Якобсен

После ухода Мики сборная осталась обезглавленной, без какого-то ярко выраженного лидера, поскольку у Штокля принять эту роль явно не вышло и не выходит до сих пор. Роль лидера начали зря навешивать на Аннеша Бардала — возможно, по результатам, по стабильности и личным достижениям это действительно справедливо, но Аннеш всегда был слишком отстраненным от всего, что происходит в команде. У него семья, дети, и это то, что для него по-настоящему важно, а прыжки для него — всего лишь работа, и он неоднократно подчеркивал это в интервью и комментариях.

И тогда очень вовремя вернулся Якобсен. Он и стал движущей силой команды, центром не результативным, но эмоциональным. Нетрудно было заметить, как все зажглись с его возвращением в прошлом сезоне, как жизнь в коллективе начала крутиться вокруг этого мягкого, тонко чувствующего и эмоционального человека. Целый год он тащил команду на себе. А потом случилось падение в Планице. Долгое восстановление, воспаление, лишние операции — и страх. Явные психологические проблемы. Сейчас Якобсену совсем не до команды: он действительно страдает от панического страха перед повторением травмы. Еще осенью он первый раз аккуратно сказал об этом в интервью, и до сих пор ничего не изменилось. Порой он забывает об этом, и у него промелькивает отличный прыжок, но потом все возвращается снова, и он борется, выходя на трамплин, не с соперниками, а с самим собой.

Проблема в том, что очень похожая ситуация уже была в 2008 году, когда у Якобсена были схожие психологические проблемы с неуверенностью в себе, когда он «сломался», ударившись о не слишком удачный сезон после головокружительного появления в Кубке мира. Тогдашнее руководство норвежцев, в частности Мика Койонкоски, быстро смекнуло, что Якобсен не умеет справляться с проблемами самостоятельно, и сделало лучшую из возможных вещей: сослало его из Кубка мира в индивидуальную тренировочную группу, возглавляемую Лассе Оттесеном (нынешним рейс-директором лыжного двоеборья, бывшим в ту пору помощником Койонкоски). Оттесен занимался не сколько физическим состоянием, сколько психологией принимающего все слишком близко к сердцу Аннеша. И весьма успешно: тогда он его вытащил.

Сейчас же Штокль не видит в нынешнем состоянии Аннеша никаких проблем и даже на прямые вопросы журналистов о нем отвечает, что все в порядке. Даже когда стоящий в метре от него Якобсен то и дело пробалтывается журналистам о страхе и психологических проблемах, пытаясь скрыть то, что он наговорил лишнего, мягкой улыбкой.

Команде сейчас Якобсен нужен как никогда. Особенно если Аннеш Бардал действительно уйдет после Планицы, как грозится. Кто-то должен остаться. Кто-то должен тянуть их на себе. Кто-то должен стать если не главой команды, то хотя бы ее сердцем. И если они ничего не сделают с Якобсеном в кратчайшие сроки, то, кажется, скоро и он соберет пресс-конференцию, на которой никаких хороших новостей не будет.



Anna Konovalova. «Не во сне, а наяву», 01.03.2014

  Поделиться новостью:

‹‹ назад на Главную


© Создание и поддержка проекта - ЗАО "ТелекомПлюс"

  Rambler's Top100