"Машины Олимпиады" раскрывают различные способы приготовления
снега на лыжном трамплине и его искусственного заменителя.
Фото: Getty Images
Если в лыжных гонках и биатлоне соревнования можно проводить
и на мокром и грязном снегу, и при плохом скольжении,
то на трамплине, где спортсмены рискуют своей жизнью и
здоровьем, подобное исключено. Поэтому здесь подготовка
снега – целая наука.
Такой может видеть землю прыгун с трамплина.
В летнем варианте
Изначально на случай бесснежия готовят большое количество
снега ещё с прошлого года. К Играм в Сочи этот запас составляет
30 тысяч кубометров и хранится в специальном снегохранилище
на высоте 2000 метров. Оттуда его привезут на трамплин
и уложат с помощью ратрака.
Вторым вариантом является подготовка искусственного снега
на соседнем склоне в дни низких температур. Наконец, сам
трамплин обладает системой искусственного снегообразования
и способен в бесснежную, но холодную погоду к производству
5 тысяч кубометров снега. Этого количества должно хватить
для проведения всех соревнований олимпийской программы
в прыжках с трамплина и северном двоеборье.
Перед укладкой снега на трамплин он очищается специальной
машиной. При тёплой погоде для сохранения снежного покрытия
используются специальные химические препараты. Подготовка
снега на горе разгона и горе приземления осуществляется
сначала при помощи специальных машин ратраков, а затем
лыжники-утрамбовщики приступают к финальной доводке горы
приземления и откатке лыжни. В заключение согласно международным
правилам на трамплин наносится продольная и поперечная
разметка для удобства спортсмена и зрителей. Поперечная
разметка проводится каждые пять метров.
В 1994 году в прыжках с трамплина произошла настоящая
революция. В конце августа в Хинтерцартене (Германия)
состоялись соревнования, для которых не нужно готовить
снег — первый летний Гран-при по прыжкам на лыжах
с трамплина. Позже прошли ещё два этапа Гран-при в Предаццо
(Италия) и Штамс (Австрия). Абсолютным победителем серии
стал японский прыгун Таканобу Окабе, который выиграл и
командные соревнования в составе сборной Японии. Позже
летние серии постепенно расширялись и в настоящее время
включают уже 10 этапов, многие из которых проходят на
больших трамплинах.
Современные трамплины позволяют проводить прыжки и летом
на специальном пластиковом покрытии, состоящем из полимерных
волокон, определённой длины и жёсткости, которые задают
спортсменам необходимое скольжение. С развитием этих технологий
разница в ощущениях спортсменов между зимними и летними
прыжками нивелируется. В ходе соревнований гору приземления
периодически поливают водой для лучшего скольжения лыж.
Как правило, это покрытие зелёного цвета и издали смотрится,
как искусственный газон.
Трамплины покоряются не только лыжниками. В 2005 году
инженер Audi Уве Блек совершил показательный заезд на
серийной A6 quattro c 4,2-литровым двигателем (335 л.с.).
Заезд был посвящён 25-летию полного привода "quattro"
и состоялся на трамплине в Кайполе в 300 км к северу от
Хельсинки. Трамплин имеет высоту 47 метров и оборудован
наклонной дорожкой протяжённостью 100 метров, расположенной
под 37,5 градуса к горизонту. Уве Блек повторил своеобразный
рекорд, который был установлен на том же трамплине ещё
в 1986 году на автомобиле Audi CS quattro, которым управлял
известный раллист Харальд Демус.
Триумфальный заезд Audi A6 quattro на 47-метровый
трамплин