WWW.SKIJUMPING.RU

 
Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь.

НОВОСТИ

Памятник российского спорта - Воробьевы (Ленинские) горы

Один из главных столичных спортивных центров - Воробьевы горы. В основном здесь проводятся соревнования по зимним видам - прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, слалом. Впрочем, эти виды стали всесезонными: и на трамплинах, и на участке горы лежит искусственное покрытие, позволяющее спортсменам и летом вставать на лыжи.

Спорт на Воробьевке вообще имеет давние традиции. Еще до революции здесь на берегу реки существовала гребная база. А в 1928 году на недавно переименованных Ленинских горах проходили некоторые состязания первой Всесоюзной спартакиады: никакого спортивного комплекса в Лужниках тогда никто даже и не проектировал, а сама Лужнецкая излучина представляла собою сплошные огороды, которые весной иногда заливало водой до самой Окружной железной дороги.

Первый трамплин на Ленгорах был построен в 1936 году. Он находился под Троицкой церковью. И там до сих пор еще можно различить его нижнюю часть - гору приземления - заросшую, но вполне узнаваемую. Кстати, именно на этом месте в фильме "О бедном гусаре замолвите слово" разворачивается драматичный эпизод казни провинциального актера Афанасия Бубенцова, - храм Св. Троицы на горе и отлогое приземление - нижняя часть бывшего трамплина -  отчетливо видны в кадре.

Проектная мощность того трамплина составляла порядка 40-50 метров, что, впрочем, по тем временам, считалось очень немало. Тогда прыжок на лыжах с трамплина входил в норматив ГТО. И в предвоенные годы на Ленгорах нередко можно было наблюдать такую картину: к трамплину подвозили роту красноармейцев, и служивые, нацепив убогие лыжи прямо на сапоги, друг за дружкой скатывались вниз. Норматив считался сданным, если испытуемый устоял на ногах и не потерял в полете буденновку.

Юрий Скворцов А в 1953 году на Ленгорах по проекту инженера Галли был построен новый величественный трамплин, который так с тех пор и именуется - Большой. Хотя, по нынешним меркам, он совсем не большой. При его проектной мощности в 60-65 метров длина прыжка с Большого достигала 80 метров. Но для своего времени это даже по мировым меркам был очень неплохой трамплин. Многие известные заграничные мастера приезжали тогда в Москву, чтобы испытать свои силы на русском трамплине: чемпионы мира - норвежцы Кнудсен, Стенерсен, финны Кяркинен, Вуоринен, немец Глас и другие. Само собою, московский Большой являлся лучшим и главным трамплином в СССР. В 1950-е годы на нем проходили все чемпионаты Союза по прыжкам на лыжах.

Валерий Рябинин Тогда же, в начале пятидесятых, выдающийся тренер, воспитавший к тому времени много известных советских горнолыжников, профессор МГУ Владимир Эдгарович Нагорный по какой-то особенной своей методике, по собственному, как теперь говорят, know-how, стал готовить летающих лыжников. Результаты его деятельности оказались впечатляющими: Москва превратилась в безусловного лидера в этом виде. Большинство лучших советских прыгунов были москвичами. Почему и победа в первенстве Москвы была тогда достижением не менее почетным, чем в чемпионате СССР.

Московская школа Нагорного дала советскому спорту многих чемпионов и призеров различных международных и общесоюзных соревнований, летающих лыжников мирового уровня - Николая Каменского, Юрия Скворцова, Николая Шамова, Виктора Афанасьева, Валерия Рябинина, Михаила Пряхина, Александра Иванникова, Юрия Крестова и других. Теперь эти имена вряд ли кому-то знакомы, кроме специалистов. А когда-то многочисленные поклоники упомянутых лыжников съезжались со всей Москвы, чтобы увидеть выступление своих любимцев, точно так же, как футбольные болельщики стремились попасть "на Стрельцова" и "на Яшина". Вообще этот вид спорта благодаря своей бесподобной зрелищности был в Москве необыкновенно популярным. Прыжок с трамплина - это же не только спортивное состязание, но в некотором смысле еще и представление, захватывающий рискованный трюк. И обычно на состязания прыгунов собирались тысячи москвичей: старые фотографии сохранили уникальную картину, - зимние Ленгоры бывали просто-таки черны от зрителей. Несколько раз на таких соревнованиях присутствовал Н. С. Хрущев, - здесь же, на Ленгорах, ближе к Потылихе, в густых воробьевских зарослях, располагались его любимые правительственные аппартаменты. Внизу, чуть в стороне от горы приземления, за забором базы ЦДКА, подгоняли друг к дружке два грузовика с опущенными бортами, покрывали их ковром и расставляли стулья. И вот с этого помоста первый секретарь с удовольствием и подолгу смотрел, как прыгают смельчаки с Большого трамплина.

Николай Шамов Но постепенно московский трамплин стал утрачивать свое значение. В 1960-е годы и позже во многих городах страны появились трамплины более совершенные - 75- и 90-метровые. А в Красноярске был построен самый большой трамплин в СССР - 100-метровый. И, конечно, московский ветеран со своим "неолимпийским" метражом и устаревшим профилем конкурировать с ними уже не мог. Москва стала терять лидирующую роль в этом виде спорта. Лучшие летающие лыжники чаще теперь появлялись в Ленинграде, Горьком, Кирове, Свердловске, в других местах.

И еще недавно можно было даже услышать такое мнение: для чего вообще нужна эта железная громада? поддерживать грандиозный и абсолютно недоходный спортивный объект в пригодном к эксплуатации состоянии удовольствие чрезмерно дорогое - не лучше ли этот неперспективный, устаревший по всем статьям трамплин вообще распилить и освободить от него гору? Ну этого, конечно, никогда не произойдет, потому что Большой московский трамплин - уникальный памятник инженерного дела, такой же, как Шуховская башня, перекрытия Верхних торговых рядов, Крымский мост и другое. Но слухи эти появились отнюдь небезосновательно. В сущности, они являются гиперболой, иллюстрирующей реальное бедственное положение московской спортивной школы прыжков на лыжах.

Еще в конце 1980-х здесь на Ленгорах базировалось несколько спортивных обществ, в каждом из которых занимались десятки лыжников-прыгунов разного возраста. Тренировки здесь проходили по две смены в день. И так ежедневно. Чтобы прыгнуть с трамплина, участники выстраивались в очередь. Теперь в Москве осталась единственная детская спортивная школа прыжков на лыжах, в которой занимаются всего несколько человек. Такая вот теперь у нас олимпийская надежда. Как рассказывает главный тренер этой школы Б. И. Сидоренков, он давно уже забыл, что такое казенный инвентарь. Участники должны всю экипировку - от лыж до каски и перчаток - приобретать за свой счет. А цена этого комплекта равна стоимости недорогой легковушки, - он почти целиком импортный. Не импортного просто не бывает. Так какие же родители отдадут своих детей в этот "непопуляный", "непристижный" и к тому же требующий от них огромных затрат вид спорта?!

Вот такой стала некогда славная московская школа летающих лыжников. Такова история второго полувека существования Большого трамплина.

Но, впрочем, в самое последнее время стала появляться обнадеживающая информация: вроде бы разрабатывается проект реконструкции Большого трамплина, причем мощность его составит хоть и не великий, но все-таки стандартный международный метраж - 75 метров. Как было бы справедливо начать первые соревнования на обновленном трамплине с открытия на фасаде старинной спортивной воробьевской базы мемориальной доски с именами всех знаменитых московских летающих лыжников и их тренеров, доставивших в 1950-60 годы этому виду спорта непревзойденую с тех пор славу!

Юрий РЯБИНИН. «Ленгоры - Lengory». 13.02.2010

  Поделиться новостью:

‹‹ назад на Главную


© Создание и поддержка проекта - ЗАО "ТелекомПлюс"

  Rambler's Top100