Памятник
российского спорта - Воробьевы (Ленинские) горы
Один из главных столичных спортивных
центров - Воробьевы горы. В основном здесь проводятся
соревнования по зимним видам - прыжки на лыжах с трамплина,
двоеборье, слалом. Впрочем, эти виды стали всесезонными:
и на трамплинах, и на участке горы лежит искусственное
покрытие, позволяющее спортсменам и летом вставать на
лыжи.
Спорт на Воробьевке вообще имеет давние традиции. Еще
до революции здесь на берегу реки существовала гребная
база. А в 1928 году на недавно переименованных Ленинских
горах проходили некоторые состязания первой Всесоюзной
спартакиады: никакого спортивного комплекса в Лужниках
тогда никто даже и не проектировал, а сама Лужнецкая излучина
представляла собою сплошные огороды, которые весной иногда
заливало водой до самой Окружной железной дороги.
Первый трамплин на Ленгорах был построен
в 1936 году. Он находился под Троицкой церковью. И там
до сих пор еще можно различить его нижнюю часть - гору
приземления - заросшую, но вполне узнаваемую. Кстати,
именно на этом месте в фильме "О бедном гусаре замолвите
слово" разворачивается драматичный эпизод казни провинциального
актера Афанасия Бубенцова, - храм Св. Троицы на горе и
отлогое приземление - нижняя часть бывшего трамплина -
отчетливо видны в кадре.
Проектная мощность того трамплина составляла порядка 40-50
метров, что, впрочем, по тем временам, считалось очень
немало. Тогда прыжок на лыжах с трамплина входил в норматив
ГТО. И в предвоенные годы на Ленгорах нередко можно было
наблюдать такую картину: к трамплину подвозили роту красноармейцев,
и служивые, нацепив убогие лыжи прямо на сапоги, друг
за дружкой скатывались вниз. Норматив считался сданным,
если испытуемый устоял на ногах и не потерял в полете
буденновку.
А в 1953 году на Ленгорах по проекту инженера Галли был
построен новый величественный трамплин, который так с тех
пор и именуется - Большой. Хотя, по нынешним меркам, он
совсем не большой. При его проектной мощности в 60-65
метров длина прыжка с Большого достигала 80 метров. Но
для своего времени это даже по мировым меркам был очень
неплохой трамплин. Многие известные заграничные мастера
приезжали тогда в Москву, чтобы испытать свои силы на
русском трамплине: чемпионы мира - норвежцы Кнудсен, Стенерсен, финны
Кяркинен, Вуоринен, немец Глас и другие. Само собою, московский
Большой являлся лучшим и главным трамплином в СССР. В
1950-е годы на нем проходили все чемпионаты Союза по прыжкам
на лыжах.
Тогда же, в начале пятидесятых, выдающийся тренер, воспитавший
к тому времени много известных советских горнолыжников,
профессор МГУ Владимир Эдгарович Нагорный по какой-то
особенной своей методике, по собственному, как теперь
говорят, know-how, стал готовить летающих лыжников. Результаты
его деятельности оказались впечатляющими: Москва превратилась
в безусловного лидера в этом виде. Большинство лучших
советских прыгунов были москвичами. Почему и победа в
первенстве Москвы была тогда достижением не менее почетным,
чем в чемпионате СССР.
Московская школа Нагорного дала советскому спорту многих
чемпионов и призеров различных международных и общесоюзных
соревнований, летающих лыжников мирового уровня - Николая
Каменского, Юрия Скворцова, Николая Шамова, Виктора Афанасьева,
Валерия Рябинина, Михаила Пряхина, Александра Иванникова,
Юрия Крестова и других. Теперь эти имена вряд ли кому-то
знакомы, кроме специалистов. А когда-то многочисленные
поклоники упомянутых лыжников съезжались со всей
Москвы, чтобы увидеть выступление своих любимцев, точно
так же, как футбольные болельщики стремились попасть "на
Стрельцова" и "на Яшина". Вообще этот вид спорта благодаря
своей бесподобной зрелищности был в Москве необыкновенно
популярным. Прыжок с трамплина - это же не только спортивное
состязание, но в некотором смысле еще и представление,
захватывающий рискованный трюк. И обычно на состязания
прыгунов собирались тысячи москвичей: старые фотографии
сохранили уникальную картину, - зимние Ленгоры бывали
просто-таки черны от зрителей. Несколько раз на таких
соревнованиях присутствовал Н. С. Хрущев, - здесь же,
на Ленгорах, ближе к Потылихе, в густых воробьевских зарослях,
располагались его любимые правительственные аппартаменты.
Внизу, чуть в стороне от горы приземления, за
забором базы ЦДКА, подгоняли друг к дружке два грузовика
с опущенными бортами, покрывали их ковром и расставляли
стулья. И вот с этого помоста первый секретарь с
удовольствием и подолгу смотрел, как прыгают смельчаки
с Большого трамплина.
Но постепенно московский трамплин стал утрачивать свое
значение. В 1960-е годы и позже во многих городах страны
появились трамплины более совершенные - 75- и 90-метровые.
А в Красноярске был построен самый большой трамплин в
СССР - 100-метровый. И, конечно, московский ветеран со
своим "неолимпийским" метражом и устаревшим профилем конкурировать
с ними уже не мог. Москва стала терять лидирующую роль
в этом виде спорта. Лучшие летающие лыжники чаще теперь
появлялись в Ленинграде, Горьком, Кирове, Свердловске,
в других местах.
И еще недавно можно было даже услышать такое мнение:
для чего вообще нужна эта железная громада? поддерживать
грандиозный и абсолютно недоходный спортивный объект в
пригодном к эксплуатации состоянии удовольствие чрезмерно
дорогое - не лучше ли этот неперспективный, устаревший
по всем статьям трамплин вообще распилить и освободить
от него гору? Ну этого, конечно, никогда не произойдет,
потому что Большой московский трамплин - уникальный памятник
инженерного дела, такой же, как Шуховская башня, перекрытия
Верхних торговых рядов, Крымский мост и другое. Но слухи
эти появились отнюдь небезосновательно. В сущности, они
являются гиперболой, иллюстрирующей реальное бедственное
положение московской спортивной школы прыжков на лыжах.
Еще в конце 1980-х здесь на Ленгорах базировалось несколько
спортивных обществ, в каждом из которых занимались десятки
лыжников-прыгунов разного возраста. Тренировки здесь проходили
по две смены в день. И так ежедневно. Чтобы прыгнуть с
трамплина, участники выстраивались в очередь. Теперь в
Москве осталась единственная детская спортивная школа
прыжков на лыжах, в которой занимаются всего несколько
человек. Такая вот теперь у нас олимпийская надежда. Как
рассказывает главный тренер этой школы Б. И. Сидоренков,
он давно уже забыл, что такое казенный инвентарь. Участники
должны всю экипировку - от лыж до каски и перчаток - приобретать
за свой счет. А цена этого комплекта равна стоимости недорогой
легковушки, - он почти целиком импортный. Не импортного
просто не бывает. Так какие же родители отдадут своих
детей в этот "непопуляный", "непристижный" и к тому же
требующий от них огромных затрат вид спорта?!
Вот такой стала некогда славная московская школа летающих
лыжников. Такова история второго полувека существования
Большого трамплина.
Но, впрочем, в самое последнее время стала появляться обнадеживающая
информация: вроде бы разрабатывается проект реконструкции
Большого трамплина, причем мощность его составит хоть
и не великий, но все-таки стандартный международный метраж
- 75 метров. Как было бы справедливо начать первые соревнования
на обновленном трамплине с открытия на фасаде старинной
спортивной воробьевской базы мемориальной доски с именами
всех знаменитых московских летающих лыжников и их тренеров, доставивших
в 1950-60 годы этому виду спорта непревзойденую с
тех пор славу!