"У
нас сотни конструкторов, а чемпион страны - один".
Беляков Ростислав Аполлосович
Детство и юность будущего академика оказались весьма непростыми.
Маму сразил туберкулез - в разрушенной гражданской войной
Советской России лечить его еще не умели. Отец вновь женился,
перевез семью из Владимирской губернии в Москву и... вскоре
угодил в лагеря в далеком "нашенском" крае.
Детей воспитывала бабушка - Елизавета Васильевна Белякова.
Жили они на Усачевке - это местность на юго-западе столицы
между нынешними Большой Пироговской улицей и Комсомольским
проспектом, там, кстати, был сооружен один из первых в
Москве комплексов жилых домов для рабочих.
Неподалеку высились Воробьевы горы, где юный Беляков осваивал
азы скоростного спуска. Там, на Усачевке, Беляков окончил
школу, только на "пятерки", и отправился в Московский
авиационный институт. Призыв "Молодежь - на самолет!"
действовал тогда безотказно. Острословы неслучайно называют
МАИ "спортивным вузом с техническим уклоном".
Так что выпускник - отличник, да к тому же и победитель
всесоюзной спартакиады пионеров и школьников по... прыжкам
на лыжах с трамплина, - пришелся в МАИ, как говорится,
ко двору. На первенстве страны 1938 года он занял второе
место по слалому, год спустя стал чемпионом Москвы по
лыжному двоеборью, а в сороковом - чемпионом Советского
Союза по скоростному спуску. Мало того, во время учебы
в МАИ Беляков еще и летал на "кукурузнике" ПО-2,
и прыгал с парашютом. (Много лет спустя первый заместитель
генерального конструктора ОКБ "МИГ" Р.А. Беляков
давал пояснения руководителям государства на очередном
показе новой авиатехники. Н.С. Хрущев с некоторым удивлением
вслушивался в рассказ молодого черноволосого красавца-конструктора,
потом сказал: " А мне мои дети говорили, что ты -
спортсмен!..")
Зимой 1944 года А.И. Микоян вызвал инженера-конструктора
Белякова из бригады шасси и сообщил, что пришло письмо
из Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту с просьбой
отпустить мастера спорта СССР Белякова в Бакуриани на
соревнования. Сам инженер посчитал поездку неуместной
- ведь шла война. На что Артем Иванович заметил: "У
нас сотни конструкторов, а чемпион страны - один".
Беляков отправился в Бакуриани и привез оттуда еще один
титул чемпиона страны.
Пусть не покажется странной спортивная тема в рассказе
о творческой деятельности авиаконструктора. Тем более,
что кроме горных лыж Беляков всерьез увлекался и теннисом.
Спорт для него был естественной потребностью, иначе как
можно было трудится по "25 часов в сутки". В
годы невиданного послевоенного взлета мировой реактивной
авиации Белякову пришлось навсегда забыть о масштабных
соревнованиях, работа в конструкторском бюро требовала
полной отдачи, однако спортивный кураж его не оставлял
никогда. Однажды он так и сказал: "У "МИГов"
только один конкурент - время!"
________________________________________
Беляков
Ростислав Аполлосович - российский советский авиаконструктор, Генеральный
конструктор ОКБ имени А.И.Микояна.
Родился 4 марта 1919 года в городе Муром ныне Владимирской
области в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича (1892-1970)
и крестьянки Анны Николаевны (1895-1924). Русский. В 1936
году окончил среднюю школу. После окончания в 1941 году
Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе
(на основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года
ему присвоили квалификацию инженера-механика по самолетостроению)
был направлен на авиазавод №1 имени Авиахима в Особый
конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора Артема
Ивановича Микояна (позже - Особое конструкторское бюро
ОКБ-155).
Молодой специалист начал работу с августа 1941 года в
качестве конструктора в отделе вооружения. В дальнейшем
его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили
важную задачу - разработку средств механизации крыла.
В октябре 1941 года вместе с заводом ОКО был эвакуирован
в город Куйбышев (с 1991 - Самара). В связи с организацией
самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе
с А.И.Микояном в марте 1942 года Беляков был переведен
на новое предприятие инженером-конструктором 2-й категории.
С октября 1943 года он инженер-конструктор 1-й категории.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в
июле 1945 года, Белякова назначили заместителем начальника
сектора шасси. В апреле 1946 года он возглавил указанный
сектор, а с февраля 1947 года руководил уже бригадой шасси.
В работе проявлял творческую инициативу, изучал опыт иностранных
и отечественных специалистов, умело используя его в своей
практической работе. Он обладал исключительной способностью
накапливать информацию о конструкциях, разработанных как
в СССР, так и за рубежом. Умение критически оценивать
и грамотно претворить во вновь создаваемой конструкции
результаты исследований позволяли ему держать техническую
культуру посадочных средств новых машин на высоком техническом
уровне. Он не бросал уже разработанные им агрегаты, а
кропотливо доводил и совершенствовал их.
В августе 1952 года Белякова назначили ведущим конструктором
- начальником бригады. В феврале 1955 года он в этой же
должности возглавил бригаду общих видов. За пятнадцать
лет трудовой деятельности в ОКБ-155 он стал крупным специалистом
по системам управления и посадочным средствам летательных
аппаратов, принимал активное участие в создании истребителей
МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многих
модификаций, ряда опытных самолетов, а также крылатых
ракет.
Приказом МАП от 15 июня 1957 года Белякова назначили заместителем
главного конструктора по системам управления. С июля того
же года он - заместитель главного конструктора - начальник
отдела управления. В новом качестве решал проблемы, связанные
с созданием надежных систем управления современных сверхзвуковых
истребителей. По его инициативе и под его непосредственным
руководством создан лабораторный комплекс по исследованию
и предполетным ресурсным испытаниям систем управления.
Кроме того, была организована широкая стендовая и лабораторная
отработка этих систем в условиях серийного завода, что
позволило значительно повысить надежность и безаварийность
эксплуатации самолетов. Под его руководством созданы малогабаритные
автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний
внедрили в серийное производство.
9 марта 1962 года приказом ГКАТ Белякова назначили первым
заместителем Генерального конструктора. В новой должности
он руководил разработками сложных авиационных комплексов
различного назначения, решал на высоком научном и техническом
уровне вопросы исследований и создания современных летательных
аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских
и конструкторских коллективов соразработчиков. Он - один
из авторов проектов самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и
их бортовых комплексов, а также непосредственный участник
и руководитель работ по их постройке, испытаниям и доводке.
Он стал инициатором и организатором многих работ по их
совершенствованию, модернизации и дальнейшему расширению
области боевого применения. Принимал деятельное участие
в организации освоения новых изделий в серийном производстве
и обеспечении государственных совместных испытаний.
В связи с тяжелой болезнью А.И.Микояна Беляков с 1969
года исполнял обязанности Генерального конструктора. Приказом
МАП от 10 августа 1970 года ему была присвоена 2-я степень
главного конструктора. После смерти А.И.Микояна он продолжил
начатое им дело. Постановлением Совета Министров СССР
от 5 марта 1971 года его утвердили в должности Генерального
конструктора. А приказом МАП от 12 марта 1971 года присвоили
1-ю степень главного конструктора. В том же году за выполнение
особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного
Совета СССР и Совета Министров СССР Беляков был награжден
именными часами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля
1971 года Белякову Ростиславу Аполлосовичу присвоено звание
Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина
и золотой медали «Серп и Молот».
26 ноября 1974 года был избран членом-корреспондентом,
а 29 декабря 1981 года - действительным членом (академиком)
АН СССР.
Длительное время он успешно руководил одним из крупнейших
творческих коллективов, укрепил ОКБ и опытный завод высококвалифицированными
кадрами и расширил научно-производственную базу. Под его
руководством коллектив предприятия при разработке и создании
боевых авиационных комплексов поднялся на новую ступень,
отвечающую современным требованиям. Всего за 25 лет работы
Генеральным конструктором под руководством Белякова и
при его непосредственном участии был создан целый ряд
опытных, экспериментальных самолетов и серийных авиационных
комплексов различного назначения. В их числе истребители
МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93, МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство
МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их
модификации и модернизированные варианты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря
1982 года Беляков Ростислав Аполлосович награжден орденом
Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Разработанные под его руководством самолеты обладают высокими
летно-техническими характеристиками и боевой эффективностью
и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации
ПВО, а также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран.
Наряду с этим было создано несколько принципиально новых
экспериментальных самолетов, в том числе опытно-экспериментальный
истребитель 5-го поколения МФИ.
В связи с реорганизацией Авиационного научно-промышленного
комплекса «МиГ» имени А.И.Микояна и Московского авиационного
производственного объединения в соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 6 мая 1995 года Белякова назначили
Генеральным конструктором МАПО «МиГ». После реорганизации
МАПО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а
также по состоянию здоровья в сентябре 1997 года его перевели
на должность советника Генерального конструктора АНПК
«МиГ» имени А.И.Микояна. В новом качестве он также был
председателем Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени
А.И.Микояна. С его участием были разработаны и реализованы
конструктивные решения по модернизации фронтового истребителя
МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ), технические вопросы по
отработке и летным испытаниям учебно-тренировочного самолета
МиГ-AT, а также проектные работы по грузопассажирскому
самолету МиГ-110.
За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности
в апреле 1999 года ему было присвоено звание «Почетный
Генеральный конструктор самолетов «МиГ». Он также является
Почетным президентом Российской академии авиации и воздухоплавания,
Почетным членом Королевского общества аэронавтики (Великобритания),
Почетным профессором Московского авиационного института
и Пекинского университета.
Беляков внес существенный вклад в создание новых типов
конструкций самолетов, в том числе, крупноразмерных сварных
из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных
материалов. В результате работ Белякова получили дальнейшее
развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное
вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолетные
системы, в том числе, дистанционного управления самолетом
и силовой установкой, автоматизация процессов контроля,
современные способы тренировки и подготовки летного состава,
внедрение новых материалов и технологий.
За годы своей трудовой деятельности Беляков внес фундаментальный
вклад в решение задач и развитие таких направлений, как
общее проектирование самолетов, их систем управления,
взлетно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость
и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы
оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические
процессы, надежность и безопасность полета, увеличение
ресурсов самолетов. Им решены важные проблемы в области
создания конструкций самолетов, работающих в условиях
значительного аэродинамического нагревания, применения
крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления
сверхзвуковыми самолетами, повышения маневренности самолетов.
Беляков приложил много усилий для повышения роли и статуса
института Генеральных конструкторов, как ключевого элемента
создания сложных научно-технических комплексов и организаций
работ большого количества смежных организаций.
Во время учебы в институте он увлекался лыжным спортом,
в особенности горным, и прыжками с трамплина: был рекордсменом
СССР по прыжкам и четырежды становился чемпионом СССР
по скоростному спуску. В 1940 году спустился на лыжах
с восточных склонов горы Эльбрус, высота которого превышает
5600 м. Кроме того, в период с ноября 1936 по июнь 1941
года работал в ДФК общества «Крылья Советов» тренером
по лыжам.
В 1974-1989 годах избирался депутатом Верховного Совета
СССР.
Живет в Москве.
Награжден советскими четырьмя орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 2-й
степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной
Звезды, орденом «Знак Почета», российским орденом «За
заслуги перед Отечеством» 2-й степени (27.12.1999), медалями,
в том числе Золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР
(1987).
Доктор технических наук (19.01.1973), профессор. Лауреат
Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени
(1952), Государственной премии СССР (1988).
В ознаменование присвоения звания дважды Героя Социалистического
Труда на его родине в городе Муром Владимирской области
установлен бронзовый бюст.
Его имя золотыми буквами выбито на стене зала Славы авиакосмического
музея США.