"Ведомости" рассказали
о строительном фиаско самого скандального олимпийского
объекта в Сочи
Как известно, олимпийская стройка к зимним Играм в Сочи
сама по себе уже установит мировой рекорд - по беспрецедентной
стоимости в 1,5 триллиона рублей. Газета "Ведомости"
на примере истории одного из знаковых объектов Олимпиады
- горнолыжного курорта "Красная Поляна" - рассказывает,
как накапливаются такие суммы.
Чиновник Минрегиона признался как-то журналу Forbes, что
на Олимпиаде в Сочи есть два "расстрельных объекта"
- это трамплин и санно-бобслейная трасса. Оба они находятся
в Красной Поляне. Когда президент Владимир Путин в феврале
инспектировал олимпийские объекты, его больше всего возмутил
срок сдачи трамплина, который перенесли с июня 2011 года
на июль 2013 года. Кроме того, бюджет стройки вырос многократно
- с 1,2 миллиарда до 8 миллиардов рублей. Главные шишки
за провал этой стройки посыпались на бизнесмена Ахмеда
Билалова, который сразу же был снят с должности председателя
совета директоров госкомпании "Курорты Северного
Кавказа" (КСК) и с поста вице-президента Олимпийского
комитета России. Генпрокуратура и МВД начали проверку
КСК, завели уголовные дела. Предприниматель уехал на лечение
в Баден-Баден и возвращаться не спешит.
Между тем начиналось все хорошо, вспоминают "Ведомости".
В 2005 году, когда Сочи подал заявку на проведение Олимпиады,
Билалов входил в думскую фракцию "Единой России",
у него были хорошие отношения с губернатором Краснодарского
края Александром Ткачевым, с которым они познакомились
еще в конце 1990-х. Билалов стал одним из спонсоров олимпийской
заявочной кампании, завершившейся, как известно, успехом
для России в июле 2007 года.
В начале 2006 года Билалов купил за 15 миллионов долларов
у владельца "Нортгаза" Фархада Ахмедова горнолыжный
комплекс "Горная карусель" в Красной Поляне
- проект предполагал строительство трассы, подъемников.
Статус депутата не позволяет формально владеть бизнесом,
так что юридически контроль в капитале ОАО "Красная
Поляна", которое реализует проект, получили структуры
младшего брата Билалова Магомеда.
По словам вице-президента Сбербанка и председателя совета
директоров ОАО "Красная Поляна" Станислава Кузнецова,
предложение построить трамплин делалось всем инвесторам,
которые на тот момент участвовали в правительственной
программе развития Сочи, - "Газпрому", "Интерросу",
"Базэлу" и другим, но заинтересовал проект только
Билалова.
В декабре 2007 года тогдашний премьер Виктор Зубков утвердил
правительственную программу подготовки Сочи к Олимпиаде.
В документе было указано, что "Красная Поляна"
является инвестором комплекса трамплинов на 15,000 мест
и комплекса "Горная карусель", частью которого
должны стать горная медиадеревня и гостиницы на 2658 номеров.
Трамплин планировалось построить до 30 июня 2011 года,
а медиадеревню - к 2012 году.
Как в проект пришел Сбербанк
Весной 2009 года в "Красной Поляне" появился
богатый инвестор. Допэмиссию компании за 2,7 миллиарда
рублей выкупила 100-процетная "дочка" Сбербанка
- "Сбербанк капитал", которая получила 25,01%.
На тот момент проект казался очень привлекательным - это
подтверждалось всеми документами и отчетами экспертов,
вспоминает Станислав Кузнецов. Общий бюджет равнялся 41,1
миллиарда рублей. Планировалось построить 800,000 кв.
метров жилой и коммерческой недвижимости. Ее себестоимость
должна была составить 1600-1800 долларов за 1 кв. метр,
а цена продажи - не меньше 5000 долларов. На такую разницу
можно построить не один трамплин.
По словам Кузнецова, в 2010 году сроки проектирования
и строительства еще не нарушались, однако уже были видны
проблемы - менеджмент "Красной Поляны", которая
на тот момент была подконтрольна Билалову, не мог просчитать
полную стоимость проекта из-за отсутствия проектной документации.
Тогда Сбербанк в ускоренном порядке выделил два бридж-кредита
на сумму в 3 миллиарда рублей.
Когда Путин приехал с инспекцией в Красную Поляну, трамплин
был готов. Но сопутствующей инфраструктуры не было. Например,
нормальных трибун и судейской вышки. А главное - не было
готовых дорог, отмечают "Ведомости".
Зрителям светит пешком идти к трамплину - дураков строить
дорогу не нашлось
В 2008 году в правительственной программе было зафиксировано
обязательство государства построить дорогу от существующей
трассы А148 до границы земельного участка, на котором
расположен трамплин. Эту дорогу Краснодарский край построил
за счет федерального бюджета в 2011 году. Однако Билалов
надеялся, что государство свяжет дорогами оба объекта
- трамплин и медиадеревню.
По словам Магомеда Билалова, в 2008 - 2009 годах существовал
предварительно поддержанный вице-премьером Дмитрием Козаком
проект строительства дороги, которая соединила бы нижнюю
часть медиадеревни с верхней, верхнюю - с трамплином,
а трамплин - с трассой А148. Источник в окружении Козака
возражает, что тот никогда этого не обещал, а давал поручение
просчитать стоимость такого проекта и не поддержал его
именно из-за больших затрат - вышло 24 миллиарда рублей.
В 2010 году Козак все же согласился за счет государства
построить дорогу от нижней медиадеревни к верхней, но
за гораздо меньшие деньги - 4 миллиарда рублей. Дороги
же от трамплина до верхней деревни просто не будет. А
с дорогой от границы участка, на котором расположен трамплин,
до трибун и оттуда до стартовой площадки вышла страшная
путаница.
Для нормальной работы трамплина эта дорога основная. По
ней на объект должны ехать спортсмены и зрители. Однако
в октябре 2010 года инспекционная комиссия МОК указала,
что дорога слишком узкая.
Греф и Ткачев написали письмо в правительство о том, что
"Красная Поляна" построить за свой счет улучшенную
дорогу не сможет. "Олимпстрой" строить дорогу
тоже так и не начал - на что сейчас указывают Билаловы.
Сотрудник "Олимпстроя" объясняет, что проектировать
и строить дорогу отдельно от трамплина нельзя, так как
она является частью инженерной защиты всего объекта. Поэтому
в мае 2012 года Козак решил, что дорогу все-таки будет
строить "Красная Поляна".
Как рассказывают "Ведомости", срыв сроков привел
к конфликту между Козаком и Билаловым. По словам источников,
Козак был в ярости от того, что компания срывает проект,
а Билалов напоминал в ответ, что власти не сдержали обещание
построить инфраструктуру.
Как не повезло Билалову
К тому моменту, когда Билалов попал под горячую руку Путину,
"Красной Поляной" уже год управлял Сбербанк,
и, соответственно, за реализацию проекта тоже отвечал
он. Однако против Билалова выступили все сразу - Козак,
Греф и даже Ткачев, рассказывает сотрудник администрации
президента. Но не в какой-то конкретный момент - просто
в течение 2011 - 2012 годов они давали понять президенту,
что в бедах проекта виноват именно Билалов. Сказался тот
факт, что Билалов не имел доступа к Путину, сожалеет знакомый
Билалова: "Он человек команды Медведева. Тогда как
Козак, Греф и в меньшей степени Ткачев доступ к президенту
имели".
Покинув Россию, Билалов продал 42% акций "Красной
Поляны" структурам Михаила Гуцериева за 20 миллионов
долларов.
Первоначально трамплин стоил 1,2 миллиарда рублей, но
к апрелю 2012 года проект подорожал до 4,5 миллиарда.
Решение Козака о том, что спорную дорогу строит "Красная
Поляна", разом увеличило бюджет проекта вдвое - до
8,9 миллиарда рублей. В Сбербанке сейчас рассчитывают,
что итоговые затраты не превысят 8 миллиардов рублей.
Заработать на проекте Сбербанк, скорее всего, не сможет,
признает Кузнецов: "Но окупить расходы Сбербанк по-прежнему
надеется".