Старинный русский город Вятка, переименованный в Киров,
не первый раз меняет свои название, до 18-го века город,
основанный на берегу реки Вятки, назывался Хлынов. Трамплины
в Кирове расположены очень живописно, как раз на речном
берегу. Кировский большой трамплин был построен в 1951
году и до сих пор смотрится удивительно изящно. В течение
многих лет кировские спортсмены успешно выступали на всесоюзных
и всероссийских соревнованиях.
Из двухэтажного здания Кировской спортивной школы открывается
чудесный вид на трамплины и протекающую внизу Вятку, место
исключительно красивое, и намеченная реконструкция трамплинов,
формирование из них современного трамплинного комплекса
позволит привлечь интерес к прыжкам с трамплина не только
жителей города и области (которых уже около 1 500 000
человек), но и будет способствовать приезду зрителей из
других регионов.
Об истории прыжков с трамплина и двоеборья на вятской
земле рассказал председатель Федерации прыжков с трамплина
и лыжного двоеборья Кировской области Александр Сыкчин:
- В Кирове прыжки на лыжах с трамплина начали развиваться
еще с довоенного времени, первый лыжный трамплин появился
на южной стороне склона деревни Санниковы (в 3-х километрах
от нынешнего местонахождения спорткомплекса), и после
ВОВ закладывается 30-метровый трамплин на месте современного
К-45, проводились первые всесоюзные соревнования по двоеборью,
прыгали 4 прыжка и бежали 30-километровую гонку, в 1951
году построен самый большой в СССР и один из самых больших
в Европе трамплинов. И уже в 1952 году в Кирове были проведены
Всесоюзные соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина,
а в дальнейшем, и по лыжному двоеборью. Конечно, уже в
конце 50-тых, в начале 70-тых в стране строятся более
мощные трамплины, но многие годы трамплин в Кирове оставался
основой подготовки летающих лыжников в стране, и на протяжении
десятилетий кировские прыгуны и двоеборцы составляли основу
сборной команды СССР. И спортивная школа, и Федерация
прыжков с трамплина и лыжного двоеборья Кировской области
по праву гордятся спортивными достижениями своих земляков,
таких как:
- Дмитрий Кочкин - почетный мастер спорта, чемпион России
1957 года, победитель открытого первенства США 1959 году
в Скво-Велли, пятое место на зимней олимпиаде в Скво-Вэлли,
чемпион СССР 1960-62 годов, серебрянный призер Чемпионата
Мира 1962 года, победитель спартакиады дружественных армий
1961году в Закопане, чемпион первой зимней Спартакиады
народов СССР 1962 года.
- Вячеслав Дрягин - чемпион России 1960 году, победитель
Всемирных студенческих игр 1962 и1964 годов, победитель
первенств СССР 1959 и 1967 годов, бронзовый призер чемпионатов
СССР 1964, 1968 годов, победитель Лахтинских игр 1969
года, 7 место на Олимпиаде 64 года, 8 место на Олимпиаде
1968 года, на Олимпиаде в Саппоро 72-го года в тридцатке,
бронзовый призер чемпионата мира 1970 года.
Алексей Боровитин - заслуженный мастер спорта, участник
Олимпийских игр 1976 и 1980 годов, бронзовый призер чемпионата
Мира 1974 и 1978 годов, победитель лахтинских Игр 1974
года, Холменколленских игр 1974 и 1977 годов, четвертое
место на чемпионате мира по полетам 1977 года, победитель
летнего чемпионата СССР, обладатель приза Совета министров
Грузии 1975 и 1977 годов, Кубка СССР 1977 года, в том
же году австрийской газетой «ФОЛЬКСШТИММЕ» был признан
лучшим летающим лыжником мира, серебряный призер Чемпионата
СССР в 1980 году.
Сейчас совместными усилиями Муниципалитета, школы и Федерации
Кировской области проводится реконструкция лыжной трассы
длинной 2500 м, полным ходом идут работы, трасса непростая,
с хорошим перепадом высот, практически готов проект по
восстановлению трех трамплинов и, конечно, ему нужна поддержка
на федеральном уровне. А поскольку трасса уже практически
построена, то, может быть, целесообразно подумать о возвращении
и такой незаслуженно забытой дисциплины, как лыжное двоеборье?
Конечно, за прошедшие годы состояние вида спорта улучшилось,
но у школы много проблем, тренерский состав - это пенсионеры-энтузиасты
такие, как Сергей Лысов и Вячеслав Лопухин, работающие
с детьми всех возрастов. Не слишком большие зарплаты не
привлекают молодых специалистов, ведь работа с детьми
требует огромной самоотдачи и занимает много времени.
Но ставка для еще одного тренера есть, работа по приглашению
специалистов ведется.
Понятно, что на новые трамплины средств у города нет,
проект реконструкции комплекса очень дорогостоящий, но
с приведением в порядок к летнему сезону малых трамплинов
и оборудованием их летним покрытием, город мог бы помочь,
т.к. без трамплинов деятельность школы в летний период
неэффективна, и все юные спортсмены остались на лето ни
с чем. Лучше вложить у себя, чем платить за выезд команд
на УТС в другие регионы.
Общая беда российских спортшкол - нехватка детского инвентаря.
Конечно, сейчас положение лучше, чем несколько лет назад,
есть и новые комбинезоны, и лыжи ждут зимнего сезона,
но, к сожалению, из-за отсутствия летнего покрытия на
трамплине спортсмены могут тренироваться только зимой.
Если реконструкция трамплинов будет утверждена и старенькие
кировские трамплины возродятся, то мы еще не раз увидим
вятских спортсменов на подиумах Чемпионатов России и международных
соревнований.