WWW.SKIJUMPING.RU

 
Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь.

НОВОСТИ

Славский В.Ф., вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью РФ:

"Основополагающие направления учебно-тренировочного процесса в современных условиях"

Единая система спортивного отбора неразрывно связана с многолетней подготовкой. Она начинается с раннего школьного возраста и заканчивается отбором в сборные команды страны для участия в олимпийских играх. Единая система отбора перспективных спортсменов включает в себя следующие группы организованных мероприятий:

1. Массовый просмотр детей в целях ориентации их на занятия по видам спорта.

2. Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования СДЮШОР и ШВСМ.

3. Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских, юниорских и республиканских соревнованиях.

4. Отбор для прохождения централизованной подготовки к олимпийским играм и другим крупным международным соревнованиям.

В соответствии с задачами и спецификой каждого этапа многолетней подготовки структура и технология отбора усложняется.

В ведущих странах существует система подготовки, начиная с пяти - шестилетнего возраста. Там с первого дня принятия маленького спортсмена в школу его одевают в современную экипировку, и начинают подготовку на современных трамплинах. За ним ведется постоянный контроль, начиная с физического состояния, его потенциальных предрасположенностей, с учетом выполнения намеченной программы. Данная система работает с первого дня пребывания юного спортсмена в спортивной школе. С переходом в другие возраста продолжает работать та же программа, но с учетом его возраста и его показателей на данный период. Программы эти опробованы годами и они, как правило, дают результат. На практике закладывается правильная основа и объемы прыжковой, скоростно-силовой подготовки, психологической устойчивости и др. Тренер же национальной сборной данной страны, получив спортсмена, имеет на него полный банк данных. С приходом в национальную команду они (спортсмены) уже к этому состоянию (члена сборной команды), готовы. Они готовы по всем параметрам, и постоянно чувствуют дыхание в затылок своих соперников.

Вышеизложенные аспекты изложены во всех наших методических материалах и программах спортивных школ. В большей степени они были изданы в советский период. Но разница только в том, что в современный период у нас в России данные элементарные понятия не выполняются на практике, а в основном действует лозунг "Давай результат". К тому же следует дополнить, что у простого российского тренера нет условий, а также имеет место (не по его вине) отсталость в учебно-методическом плане, поэтому напрашивается вывод, что в большинстве наших спортивных школ не созданы условия для нормальной работы по разным причинам.

Это и отсутствие условий, слабый уровень подготовки тренерского состава, наш менталитет и другие причины.

Однако, мы с вами не имеем права ничего не предпринимать. От нас с вами зависит подготовка резерва, а значит и в перспективе работа национальных сборных.
В данной ситуации на первый план выходит налаживание технологии организации учебно-тренировочного процесса. Отбор или набор в спортивную школу или отделение производится самим тренером, а наступило время, когда это делать без взаимодействия науки и медицины уже не возможно. Это особо касается определения возможностей начинающего спортсмена.

К примеру, возьмем лыжника-двоеборца. Рассматриваем обязательно следующие параметры:

1. Первое - здоров ли он вообще?

2. Способен ли он к скоростно-силовой работе или нет? Это необходимо определить, как только он пришел в спортивную школу. Наука уже давно располагает возможностями на ранней стадии развития человека определить его генетические способности. Наука так же в состоянии определить, какие спортсмен имеет от природы мышцы. Если у него 70% так называемых медленных мышц, то спринтером он уже не станет. Если же этих мышц, быстрых и медленных, одинаковое количество, то это очень хорошо для двоеборцев.

Прыгун на лыжах с трамплина. В головном мозге человека есть двигательная зона, отвечающая за координацию и так называемые "точные движения". Именно там формируется модель прыжка. Если делать много прыжков, то зона устает. Понимание того, как нужно прыгать, начинает теряться. Здесь необходим отдых для восстановления функции двигательной зоны. Если же не сделать этого своевременно и продолжать заставлять спортсмена прыгать, то его мозг продолжает накапливать и запоминать неправильные движения. Конечно, гораздо легче работать со спортсменом, гораздо думающим - то есть с мозгами, а не с роботом или недисциплинированным прыгуном. Здесь очень важно определить индивидуальную нагрузку для каждого спортсмена.

Конечно, есть и другой путь целенаправленно выполнить необходимый объем прыжковой подготовки с целью выработать у спортсмена стереотип или так называемый "автопилот". В данном случае спортсмен как бы автоматически - как робот, исполнит свой прыжок, но тогда он практически не может уже думать и он будет подвергнут любым внешним влияниям, в том числе и психологическим.

Главная задача тренера не в том, чтобы загрузить спортсмена работой, а в том, чтобы дать ему именно индивидуальную нагрузку. Ту, к которой он готов.

Для успешного выполнения объема прыжковой подготовки необходимо иметь физическую подготовку и отсутствие травм. Все абсолютно, в том числе и суставы, имеют определенный запас прочности. Если мышцы перегружены, начинают перегружаться связки. Связки перегрузились - пошли нарушения в костных структурах. Мы знаем, что мышца способна восстановиться после практически любой нагрузки за три - четыре дня, связки - за три недели - месяц, надрывы связок с нарушением кости можно лечить годами.

Очевидно, что скорость развивается с 9 до 11 лет. Если правильно работать в этом возрасте, то можно добиться увеличение скоростных качеств на 20-30%, Выносливость у спортсменов можно развивать до 30 лет, а силу - всю жизнь.

В отношении организации учебно - тренировочного процесса, надо отметить, что не должно быть ни одного бессмысленного тренировочного прыжка или какой-либо другой поставленной задачи. Учебно-тренировочный процесс на современном уровне предполагает ежедневную обработку комплекса данных, которые тренер получает, обрабатывая тренировочную информацию, в том числе и тестирование. Важным является и анализ еженедельной информации, иначе она устареет и уже не принесет желаемого эффекта. Например, на каком пульсе спортсмен выполняет определенную скоростную работу сегодня, и на каком пульсе он эту же работу проделывал месяц, полгода, год назад. Другой пример. Из 10 тренировочных прыжков сколько раз он выполнил прыжок качественно. Если 7-8 - это показатель стабильного мастерства. Если 5-7 - есть прогресс, но надо его закрепить. Если же меньше 5 - это уже плохо, не стабильно и предстоит большая работа.

Таким образом, наука, медицина и организованность должны лежать в основе учебно-тренировочного процесса.

В отношении планирования в период подготовки олимпийского резерва акцентирую ваше внимание на индивидуальный план. Он должен быть подписан учеником и тренером. Плюс дневник. При передаче спортсмена в сборную юниоров, юношей или взрослых так же иметь согласованный индивидуальный план, подписанный личным тренером, спортсменом и главным тренером сборной, а так же дневник.

Тренер должен знать свое дело и иметь желание его исполнить хорошо.

30.05.2013

  Поделиться новостью:

‹‹ назад на Главную


© Создание и поддержка проекта - ЗАО "ТелекомПлюс"

  Rambler's Top100