WWW.SKIJUMPING.RU

 
Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье в России. Спортивный клуб "Летающий лыжник" - Пермь.

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ

Александр Уваров: "Нам нужно быстрее включиться в международный соревновательный процесс"

Президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Александр Уваров в интервью ФЦП-пресс рассказал о том, как привлечь зрителей на олимпийские соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина и о роли сервисменов в успехе самих спортсменов.

"Прыжки на лыжах с трамплина в Европе входят в четверку наиболее посещаемых и популярных видов спорта"

- Прыгунам с трамплина и двоеборцам нужны болельщики? Обращают ли те же прыгуны с трамплина на то, сидят ли на трибунах зрители?

- Совершенно очевидно, что у любого соревнования есть, как минимум, две составляющие - это спортсмены и зрители. И отсутствие одной из них делает соревнование неполноценным. Это аксиома, которая, на мой взгляд, не подлежит обсуждению. И это тем более важно для тех видов спорта, в которых результат определяется на эмоциональном уровне. Где мгновенный результат определяется мгновенными эмоциями. Чем быстрее проходит соревнование, тем важнее эмоции в этой составляющей. Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье как раз относятся к этой категории. Не умаляя роли и значения других видов спорта.

- Насколько популярны в мире те же прыжки на лыжах с трамплина?

- Вся международная практика показывает, что зрительский интерес к прыжкам на лыжах с трамплина очень высок. Если говорить о рейтинге и принимать в расчет телевизионный зрительский интерес и физическое присутствие зрителей на трибунах, то прыжки на лыжах с трамплина в Европе входят в четверку наиболее посещаемых и популярных видов спорта. Если говорить только о зимних видах, то это биатлон, горнолыжный спорт и прыжки на лыжах с трамплина, причем совсем не обязательно, что именно в такой последовательности. Чем более развит вид спорта, тем соревнования более посещаемы.

- Что из себя представляет программа по привлечению зрителей на соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина, которые будут проходить на сочинской Олимпиаде?

- Если исходить из того, что в нашей стране международные соревнования не проводились длительный период времени, а в советский период такие соревнования как Континентальный кубок и Кубок мира не проводились вообще, то справедливо заметить, что турниры такого рода - это новое явление для нашей страны. И для нас очень важно сегодня думать не только о качественных спортивных сооружениях, но и о формировании культуры боления, формировании зрительского интереса и удовлетворении зрительских потребностей. Поэтому мы всерьез думаем над тем, каким образом эта программа могла бы формироваться.

Вообще, руководствуясь международными стандартами в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье, мы можем создать три условия, и самое важное из них - это проведение в России международных соревнований. Без прихода в нашу страну международных соревнований мы этот стандарт создать не сумеем, в том числе и с точки зрения зрительского интереса.

Реализация этой программы осуществлялась по инициативе и непосредственном участии Министра спорта РФ Виталия Мутко. Сейчас открываются новые возможности по созданию материальной базы в России, поэтому главная задача сегодня - максимально быстро вводить новые трамплинные комплексы в эксплуатацию и как можно быстрее и активнее включать их в международный соревновательный процесс.

- Получается, это главная составляющая программы по привлечению зрителей?

- Мне думается, что да. И вот наш опыт проведения соревнований в Чайковском показал, что пока в сентябре мы не провели там Континентальный кубок зритель туда не приходил. Конечно, это вопрос к зрителю, почему он ходит на одни и не ходит на другие соревнования, но можно и догадаться. Потому что качество соревнований совсем другое, потому что результаты показывают другие, потому что подготовка к этим соревнованиям совсем другая. Зимой мы проводили российские соревнования, а зрителя, как такового не было. И это один из таких очень важных моментов.

Дальше, мы для себя очень хорошо понимаем, что зрительский интерес формируется, в том числе и средствами массовой информации. А внимание СМИ, особенно вещательных, определяется рангом, уровнем соревнований. Это естественно - чем важнее турнир, тем к нему больше интерес. И если информация о соревновании не доходит до зрителя, слушателя и читателя, то и внутренняя потребность поучаствовать у человека не формируется. Это следующая составляющая. Работа со СМИ, обеспечение хорошим информативным материалом, в том числе и на стадии подготовки. Мы извлекли определенные уроки и применили знания в Чайковском и провели там целую серию мероприятий, круглых столов, показали все это дело по телевидению, привлекли организаторов, специалистов и спортсменов.

И я вам скажу, что на первом же Континентальном кубке, учитывая, что не все было готово для приема зрителей, все места, где мог бы быть зритель, были заняты. А если бы мы отработали, если так можно выразиться, зрительскую инфраструктуру, то результат был бы еще лучше. И это как раз третий важный аспект.

Заканчивая рассуждения о формировании составляющих зрительского интереса, скажу, что очень важно, чтобы наши абстрактные размышления как можно скорее перешли в практическую плоскость. И формализовались в понимание, что спорт есть потребность не только непосредственных участников соревнований, но и общества. Спортсмены, спортивные движения, спортивные результаты не существуют сами по себе, они должны удовлетворять тот интерес, который есть у населения к конкретному виду спорта. Так вот желание удовлетворить этот интерес является хорошим стимулом для спортсмена, чтобы он и с точки зрения результата, и с точки зрения эстетики, демонстрировал достойные достижения.

- Некоторые соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина в Германии собирают 40-50 тысяч зрителей. Насколько мест рассчитан трамплинный комплекс в Сочи? И при выполнении всех вышеперечисленных условий какая цифра будет адекватна для российских реалий?

- Прежде чем ответить предметно и назвать конкретную цифру, давайте поразмышляем. В Европе существуют определенные «прикормленные» места, где сформированы традиции, и с учетом запроса населения и его интереса к этому виду спорта определено количество зрительских мест. Под это количество отработана инфраструктура, связанная с оказанием услуг. Люди приходят, кто-то пьет глинтвейн, кто-то что-то еще. И очень важно, как это выглядит в общей атмосфере. Глинтвейна много, радости много, эмоций хоть отбавляй, но пьяных то нет. Понимаете, существует своя культура боления.

Если говорить о Сочи, то мы должны отдавать отчет и всем признаться, что в России такой культуры пока нет. Плюс ко всему, мы думаем, как зритель самостоятельно может добраться к месту проведения соревнований. Имею в виду не поселки Красной поляны и людей, которые проживают неподалеку, а из Сочи, как туда сегодня самостоятельно добраться? Это почти 50 км, и регулярного транспортного сообщения пока нет. Поэтому существует много проблем, связанных с трансфером.

Чтобы людей туда доставить, нам надо понять, как их сорганизовать. Думаю, что это одна из самых основных проблем, над которой необходимо серьезно работать. Очевидно, что тестовые соревнования, которые пройдут по прыжкам на лыжах с трамплина 7-9 декабря, и в январе-феврале следующего года по лыжному двоеборью, должны позволить нам протестировать и опробовать, как это возможно реализовать.

Мы ожидаем, что на этих тестовых соревнованиях будет в пределах тысячи зрителей. В основном, скорее всего, это будет организованная аудитория, за исключением персонала, который работает на комплексе, и лиц, которые проживают неподалеку от комплекса. Что касается собственно Олимпийских игр, то проектом предусмотрено сейчас 9 тысяч мест, но думаем, что количество может быть доведено до 15 тысяч. Мне кажется, учитывая, что пока у нас болельщицкие традиции не сложились, этого количества будет вполне достаточно. Но повторяю, нам будет необходимо осуществить целый комплекс мер, которые бы позволили сделать для зрителя это зрелище радостным, незабываемым и в полной мере соответствующим его ожиданиям. С точки зрения питания, общения, культурной программы, чтоб человек и сувенир мог купить.

"Работа сервисмена - это треть успеха спортсмена"

- Есть мнение, что от работы сервисменов так же, как и от работы всего тренерского штаба, зависит итоговый результат, показанный спортсменом. Расскажите, за что отвечают эти люди, и как усилить их работу?

- В функции сервисмена вне зависимости от вида спорта входит обеспечение спортсмена инвентарем, экипировкой, подготовка инвентаря. Если говорить о прыжках на лыжах с трамплина, то в функции сервисмена входят снятие мерок, которые необходимы для заказа экипировки и инвентаря. В нашем виде спорта весо-ростовые характеристики очень важны. Если спортсмена дисквалифицируют за нарушение экипировки, то это вина сервисмена. Также этот специалист отвечает за подготовку экипировки спортсмена к соревнованиям.

У нас главное - это комбинезон. К нему есть определенные требования, то есть прилегание комбинезона к телу ограничено соответствующими требованиями. Еще в прошлом сезоне требования были «+5», то есть комбинезон по правилам может оттягиваться от тела на пять сантиметров. В этом сезоне и в течение летнего сезона использовалась формула, утвержденная FIS, «0», то есть плотное прилегание. Спортсмены не могли ни сесть, ни развести руки, создалась помеха их двигательной активности. Отказались. Сейчас FIS принял решение «+2». Что из этого вытекает? Спортсмен похудел, получается, что у него комбинезон не +2, а +4. Это нарушение, значит необходимо подобрать комбинезон под требования FIS, так сказать актуализировать на день соревнований.

Следующий момент - лыжи. Они подбираются исходя из весо-ростовых характеристик спортсмена. Наконец, это подготовка самих лыж, крепления, смазка лыж, а она зависит от особенности трамплина и погодных условий. Вот от этих вопросов и зависит конечный показатель - длина прыжка. А на нее в полной мере влияет скорость разгона, которая, в свою очередь, зависит от того, как подобрана экипировка и как скользят лыжи.

Что касается усиления работы сервисменов, то, во-первых, это речь идет о повышении профессионализма у специалистов. Надо, чтобы их готовили, к великому сожалению, у нас в стране этого пока нет. В моем понимании, не знаю можно ли об этом говорить в процентном соотношении, работа сервисмена это треть успеха. Вторая - это физические кондиции, талант самого спортсмена. Третья составляющая - это техника, которую должен сформировать тренер. Четвертое - это международный опыт, будет больше проходить международных соревнований - наши люди будут набираться опыта. Это все формируется в развитии.

Ради успеха в Сочи-2014 наши прыгуны с трамплина готовы стать испытателями

- Насколько важно перед таким крупным турниром как Олимпиада использовать трамплин в Сочи как можно чаще?

- Организаторы международных и внутрироссийских соревнований всегда стремятся к тому, чтобы спортсмены оказывались в равных условиях, только в этом случае будет побеждать сильнейший, а не человек, случайным образом одержавший победу. То есть это непременное условие и жесточайшее требование и FIS, и, в нашем случае, МОК, да и мы сами руководствуемся этими же требованиями.

Существует ли фактор домашнего поля? Конечно, существует. Но, посмотрите чемпионаты мира, Кубки мира, и вы поймете, что нельзя сказать, что существует тенденция, при которой побеждают только хозяева. Конечно, если человек тренируется, чуть ли не родился и вырос на этом трамплине, он на ощупь, вслепую чувствует, когда ему надо оттолкнуться, как он летит, но побеждает все равно более мастеровитый.

Теперь, что касается подготовки. Мы выстраиваем свой график, но необходимо понимать, что интерес к тренировкам проявляют и спортсмены других стран. И если есть понимание, что мы там тренируемся, то они вправе сказать, извините, а почему сборная России там тренируется, а мы нет? Поэтому мы отдаем себе в этом отчет, и есть обстоятельства, которые усложняют нам жизнь.

Это то, что комплекс не сдан в эксплуатацию. В этой связи он не может быть представлен для тренировочного процесса никому. Все-таки риск большой, кто будет нести ответственность за здоровье спортсменов?

- Это значит, что наши спортсмены на трамплинном комплексе до его сдачи в эксплуатацию не будут там прыгать?

- Не значит. Будут прыгать, но как участники тестовых групп. Проводятся какие-то работы, например, на горе трамплина сняли слой земли, или убрали несколько деревьев, технологически это требовалось для строителей. После этого, необходимо протестировать какой ветер, как изменилась роза ветров, какие эти ветровые потоки, скорость ветра, направление. И мы, конечно, привлекаем и будем привлекать для подобного тестирования наших спортсменов. Иногда эти тестовые соревнования могут быть даже в форме внутрироссийского турнира, но они будут носить исключительно тестовый характер. Преследуя цель - выяснить для себя, какие изменения произошли на комплексе, в связи с определенным этапом строительства.

Алексей ИЛЬИН. «ФЦП-пресс», 15.11.2012

  Поделиться новостью:

‹‹ назад на Главную


© Создание и поддержка проекта - ЗАО "ТелекомПлюс"

  Rambler's Top100