Корреспондент "Спорт-Экспресса" рассказывает
об особенностях большого олимпийского трамплина, на котором
в воскресенье прошли тестовые соревнования
Свежевыстроенный трамплин К-125 весьма органично вписан
в природный ландшафт, словно эта местность на протяжении
миллионов лет только его появления и ждала. Малый трамплин
К-95 будет введен в строй ближе к лету, пока же о непременном
рождении "младшего брата" свидетельствует лишь
металлический скелет. Оба объекта спроектированы по самой
распространенной в последние десятилетия twin-системе.
Их соединяет здание для спортсменов в зоне старта. Сегодня
прыгунов туда по крутому серпантину доставляют УАЗики,
однако вскоре на смену автомобилям придут подъемники,
которые будут иметь вид привычных нам эскалаторов. Две
линии смогут функционировать в морозную погоду, а добираться
к месту старта спортсменам предстоит с пересадкой.
Лыжня разгона большого трамплина предполагает запредельные
скорости. Для сравнения обратимся к статистике этапа "Турне
четырех трамплинов", состоявшегося 1 января на одном
из самых авторитетных в мире К-125 - в Гармиш-Партенкирхене.
Триумфатор тех соревнований Грегор Шлиренцауэр разгонялся
в своих попытках до 91,2 и 91,3 км/ч соответственно. Пятерка
лучших прыгунов по итогам воскресного этапа Кубка России
скорость австрийского вундеркинда значительно превзошла.
Так, победитель тестовых стартов Ильмир Хазетдинов в первом
прыжке разогнался до 93,2 км/ч и улетел на 139 метров.
Показатель второго прыгуна этапа Дмитрия Ипатова - 93,4
км/ч и 137 метров. Понятно, что дальность прыжка отнюдь
не всегда зависит от разгона. К тому же, чем выше располагается
скамейка, с которой стартует спортсмен, тем сильнее увеличивается
скорость: на сочинском К-125 - в среднем на 0,6 км/ч.
Тем не менее сам по себе факт достаточно любопытный.
Испытатели, с которыми удалось пообщаться, сошлись во
мнении: "Новый трамплин не прощает ошибок".
Малейшая помарка на столе разгона не приведет ни к чему
хорошему. Морально устаревшие трамплины советской эпохи
неправильный переход в фазу полета (как говорят спортсмены,
лицом вниз) прощали. Большой же олимпийский предназначен
для прыгунов, обладающих очень высоким мастерством. Здесь
вытянутая гора приземления, и это является, пожалуй, главной
отличительной особенностью объекта. Полет на сочинском
К-125 проходит на очень большой высоте.
Трибуны комплекса призваны дополнить архитектурный ансамбль.
Их основная задача - выступить в роли подпорных стенок
для горных склонов. Предварительный проект строительства
предполагал установку разборных конструкций, однако в
пересмотренном варианте было решено возвести тяжелые бетонные
трибуны. Они смогут вместить около пятнадцати тысяч зрителей,
часть мест будут сидячими, часть - стоячими. А зону старта
и финиша трассы для двоеборья впервые в истории Олимпиад
предполагается сделать в зоне выката трамплина.
Помимо технических характеристик трамплины отличаются
друг от друга ветровыми особенностями. Соревнования летающих
лыжников пребывают в прямой зависимости от ветра. Так
что сотрудники гидрометцентра в ближайшее время обещают
подготовить полнейший анализ его здешних характеристик.
Специализированная станция, видел, развернута и постоянно
работает в верхней части комплекса. Иными словами, спецам
предстоит определить, когда и в какую сторону дует ветер.
Сейчас понятно только, что сильного ветродуя на месте
объектов точно не будет. Но совсем без него не обходится
нигде. Понятно также и то, что в феврале в Красной Поляне
поистине идеальная погода для прыжков. В марте, скорее
всего, удержать снег на трамплинах будет гораздо сложнее.
Напрашивается вывод: здесь в шикарных условиях можно будет
прыгать с конца ноября до начало марта.
Из беседы с главным тренером сборной России Александром
Арефьевым мне удалось узнать, что на горе приземления
еще присутствуют неровности.
- Выход на нее должен быть чуть более безболезненным,
чтобы избежать травм, - уточнил Арефьев. - Пока же спортсменов
немного бьет. Хотя все это несущественно, и в скором времени
будет подкорректировано. Тесты и призваны указывать на
подобные детали.
Арефьев сообщил, что план подготовки его команды на К-125
уже составлен. Наши летающие лыжники будут прыгать в Красной
Поляне в июле, а основные подготовительные сборы проведут
в октябре и ноябре. Очень важно поскорее привыкнуть к
большому трамплину, ведь после выполнения определенного
объема работы все действия спортсмены научатся выполнять
автоматически.
РЕКОРДЫ ДАЛЬНОСТИ НА БОЛЬШИХ ОЛИМПИЙСКИХ ТРАМПЛИНАХ
ОИ
Категория
Рекордсмен
Год
Рез-т (м)
Инсбрук-1976
К-120
Свен ХАННАВАЛЬД Германия
2002
134,5
Альбервилль-1992
К-120
Камиль ШТОХ Польша
2011
137,0
Лиллехаммер-1994
К-120
Симон АММАНН Швейцария
2009
146,0
Нагано-1998
К-120
Таканобу ОКАБЕ Япония
1998
137,0
Масахико ХАРАДА Япония
Солт-Лейк-Сити-2002
К-120
Вольфганг ЛОЙТЦЛЬ Австрия
2001
134,0
Турин-2006
К-125
Симон АММАНН Швейцария
2008
144,0
Ванкувер-2010
К-125
Грегор ШЛИРЕНЦАУЭР Австрия
2009
149,0
Впервые соревнования на трамплине
мощностью К-120 были проведены в Инсбруке-1976. Игры в
Лейк-Плэсиде-1980, Сараеве-1984 и Калгари-1988 прошли
на трамплинах К-70 и К-90.