В Красной Поляне завершены работы по монтажу керамической
лыжни разгона большого олимпийского трамплина К-125. Это
ключевой шаг на пути к дальнейшей гомологации объекта.
Общий вид с большого трамплина. Фото пресс-службы
УК "НББ-Девелопмент"
До открытия сочинских Игр еще два с небольшим года, и
если трамплины будут сданы в эксплуатацию в срок, российские
прыгуны успеют получить на них бесценный тренировочный
опыт. Но каково сегодня реальное состояние стройки? Получится
ли избежать накладок? Эти и некоторые другие вопросы "Спорт-Экспресса"
задал члену совета директоров ОАО "Красная Поляна",
заместителю генерального директора по развитию УК "НББ-Девелопмент"
Евгению Каплуну, непосредственно занимающемуся возведением
комплекса.
- Какой объем работ уже выполнен?
- 65 - 70 процентов. Был проведен большой объем подземных
работ, вывезены сотни тысяч тонн грунта, выполнены подрезки
и укрепление склонов, устройство технологических дорог.
Для сооружения объекта, замечу, будет забито около тысячи
свай.
- На большом трамплине установлена лыжня разгона - и это
знаменательная веха в возведении комплекса. А каким будет
следующий этап строительства?
- Оно ведется параллельно на нескольких участках. Одновременно
заканчивается монтаж горы приземления на К-125, достраивается
зона выката, завершается монтаж горы разгона и фундаментов
опор под гору приземления на К-95, строится многоуровневая
парковка на 250 мест. Работа кипит! Кроме того, завершается
монтаж металлоконструкций стартовой башни, уже идут отделочные
работы в стартовом здании у ее основания, строятся другие
объекты. Очередной этап, который предстоит нашей команде,
заключается в окончании возведения К-125.
- А как обстоят дела с малым трамплином К-95?
- И он в высокой степени готовности. Строительство К-95
планируется завершить в первом квартале будущего года,
а его оборудование и оснащение - во втором.
- Строительство большого и малого трамплинов - это примерно
одно и то же?
- Принципиальных отличий действительно нет. Размер - вот
ключевой фактор. Наши олимпийские трамплины расположены
рядом один с другим по так называемой twin-схеме. Их соединяет
общее стартовое здание.
- Первые тестовые прыжки на К-125, согласно плану, должны
состояться этой зимой. Насколько велик риск того, что
провести их не удастся?
- Риск минимален. В соответствии с рекомендациями FIS
первые тестовые прыжки этой зимой пройдут только на большом
трамплине. Главная задача этих тестов - проверка влияния
ветра в конкретном месте с целью определения необходимости
и места установки специальных ветрозащитных конструкций.
Плюс к этому нам предстоит потренировать навыки по созданию
и сохранению необходимого снежного покрытия на горе приземления
и на зоне выката в сложных погодных условиях.
- Насколько значимым может оказаться фактор ветра на олимпийских
трамплинах?
- Эксперты FIS и российской прыжковой федерации считают,
что место строительства трамплинов в Красной Поляне -
одно из самых защищенных от ветра в мире. Оно прячется
в горной лощине, - именно поэтому и было выбрано при подготовке
олимпийской заявки. Особых проблем с ветром не ожидается,
однако все покажут тесты и многомесячные гидрометеорологические
исследования.
- Первые международные соревнования на олимпийских трамплинах
намечены на июль 2012 года. Это будет этап "Гран-при"
или старты рангом ниже?
- Насколько мне известно, этап "Гран-при". Наша
же цель - технически подготовить спортивный объект к полноценным
соревнованиям.
- В начале строительства трамплинов ходили разговоры о
том, что они могут быть временными, то есть разборными.
Это дейст-вительно так?
- Я таких разговоров, если честно, не помню. Постолимпийское
будущее трамплинов должно определить государство, но в
соответствии с Заявочной книгой после Игр комплекс будет
функционировать в качестве Федерального центра по прыжкам
с трамплина и лыжному двоеборью. База должна включать
в себя не только два олимпийских трамплина, но и три тренировочных,
строительство которых также было предусмотрено программой,
хотя в настоящее время еще не начато. С учетом того, что
в России сейчас вообще нет ни одного трамплина, сертифицированного
FIS, значение каждого подобного объекта для развития спорта
высших достижений трудно переоценить.
- Но трибуны будут временными? Кстати, 15 000 мест - не
слишком ли много для нескольких олимпийских стартов?
- Трибуны будут постоянными, бетонными. Примерно половина
мест - сидячие, остальные - стоячие. Они выполняют также
функцию подпорной стенки для окрестных склонов. Что же
касается их вместимости... Мне посчастливилось присутствовать
на многих соревнованиях по прыжкам в Европе. Бывает, там
собираются 50 тысяч человек! Это гораздо больше, чем на
футбольные матчи в некоторых из этих же стран. К сожалению,
в России прыжки и двоеборье пока не столь популярны, что
во многом объясняется отсутствием современных спортивных
сооружений.
- Какого мнения о возведении комплекса в Красной Поляне
придерживаются ведущие функционеры FIS?
- Они контролируют ход строительства и призывают нас не
торопиться. Говорят: "До Олимпиады более двух лет,
у вас много времени. Трамплины практически готовы, но
не торопитесь, ошибки обойдутся всем нам слишком дорого".
- Опыт возведения трамплинов у российских специалистов,
прямо скажем, невелик. Насколько интересно работать над
их строительством?
- С трудностями сталкиваемся ежедневно. Соответственно,
уже понимаем, как их преодолевать. К работе над проектом
привлечены лучшие конструкторы России, сильные архитектурные
бюро и подрядные организации. А потому есть достаточные
основания полагать, что все в конечном итоге будет сделано
правильно.
- Какие-то европейские базы брались за основу при проектировке
олимпийского комплекса?
- Первоначальный проект разрабатывали немецкие архитекторы.
Они, что вполне естественно, учитывали накопленный опыт
возведения трамплинов в Европе и, в первую очередь, в
Германии.
- А как обстоят дела с трассой для лыжного двоеборья?
- За ее возведение отвечает "Олимпстрой", однако
могу сказать, что зона старта и финиша будет организована
в зоне выката трамплина. Впервые в истории Олимпиад зрители
соревнований по этому виду спорта получат возможность
следить за баталиями с одних и тех же трибун.
- Одновременно с олимпийской стройкой возводятся трамплины
в Нижнем Тагиле и Чайковском. Контактируете с работающими
там специалистами?
- Только через федерацию. Сами на этих стройках не были.
Там тоже укладывают немецкую лыжню - правда, не такую,
как у нас. К сожалению, в настоящий момент в России нет
ни одного сертифицированного FIS трамплина. А в Норвегии
при населении в пять миллионов таких трамплинов девять,
в восьмимиллионной Австрии - тринадцать. Летний чемпионат
России, как известно, прошел в Алма-Ате. Так что чем больше
у нас в стране появится трамплинов, тем лучше для развития
прыжков и двоеборья.