Технический
делегат FIS: Истины времен Советского союза перенесены
и до сих пор существуют
В Алматы у нас была возможность пообщаться с Николаем
Петровым, чье имя довольно известно в прыжковом
мире. Во-первых, он является начальником Управления
по подготовке и проведению соревнований в прыжках
на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье Оргкомитета
Олимпийских игр в Сочи. Во-вторых, в Хакубе он был
техническим делегатом соревнований, а Алматы - ассистентом
технического делегата. Соответственно, в интервью
мы обсудили обе его специализации.
Разговор с Николаем Петровым получился очень содержательным
и интересным, поэтому мы разбили его на две части.
В первой мы поговорили и том, кто такой технический
делегат, каковы его функции и чем запомнился этап
в Алматы. Рекомендовано к прочтению всем любителям
прыжков, которые хотят узнать «кухню» соревнований.
- В Японии техническим делегатом числился россиянин
Николай Петров, что входит в его обязанности?
- Технический делегат - один из членов жюри, он
регистрирует решения жюри. До этого основные его
функции - при подготовке к соревнованиям нужно удостовериться,
что все идет по плану. Эта работа, как и у оргкомитета,
начинается как минимум за два месяца до начала соревнований.
Есть опытные оргкомитеты. Например, в Хакубе, где
проводились Олимпийские игры-1998, опытный организатор
и, соответственно, хороший опыт. Поэтому не требуется
большого взаимодействия с ними на этапе подготовки.
Оно началось уже после моего приезда в Японию, до
этого была пара звонков.
Во время соревнований задача технического делегата
- удостовериться в том, что соревнования проводятся
с правилами FIS. В жюри, помимо техделегата, также
входят главный судья соревнований и ассистент техделегата.
Последний осуществляет связь тренеров с жюри соревнований.
И они принимают решение во время проведения соревнований,
чтобы те проводились сохранно, не было падений и
были далекие красивые прыжки.
Например, есть точка HS (мощность трамплина), и
задача жюри - обеспечить условия, при которых прыжки
«десятки» сильнейших были бы близки к этой точке,
и чтобы зрители получали от этого эстетическое удовольствие.
Нужно выбрать определенные стартовые ворота, скорость
разгона, чтобы прыжки были именно к точке HS, но
не дальше ее. Это зависит от ветровых характеристик.
Перед соревнованиями технический делегат также обследует
готовность объекта и допускает его к проведению
соревнований. Это делается за несколько дней до
проведения старта. Делегат проверяет, что все части
трамплина соответствуют правилам FIS и что объект
готов с точки зрения безопасности. Например, что
угол стола отрыва не изменился за год отсутствия
соревнований на объекте. Зимой, конечно, больше
требований из-за снега: определенная жесткость как
на горе разгона, так и на приземлении. Подготовка
и проведение соревнований - этим и занимается технический
делегат.
Этап Гран-при впервые проходил в Алматы. Мы знали,
что сюда приедет человек, который будет помогать
в подготовке к соревнованиям - Агнешка Бачковска,
у которой большой опыт проведения соревнований в
Польше. Поэтому не были так сильно задействованы.
Когда уже приехали сюда и начали принимать более
активное участие, чтобы удостоверится, что соревнования
проводятся в правильном русле.
- Вы сами ходите и проверяете соответствие трамплина
правилам?
- Да, организатор должен подготовить трамплин в
соответствии с правилами. И наша задача - контроль.
Если что-то не соответствуют и параметры (отклонения)
небольшие, то указываем это в отчете технического
делегата. Этот отчет отправляется организаторам
и в комитет FIS по контролю. Мы лично проверяем
параметры приборами, которые предоставляет оргкомитет
или которые мы сами привозим.
- Чем вам, как ассистенту технического делегата,
запомнится этап в Алматы?
- Наверное, способностью организаторов сделать порой
даже невозможное. Дело в том, что очень много устоявшихся
истин времен Советского Союза были перенесены и
до сих пор существуют. Думаю, (при проведении этапа
в Сочи) нас это будет ожидать то же самое. Люди,
которые действительно делали работу, не были отмечены
внутри Казахстана. На постах в оргкомитете стоит
много чиновников, которые были указаны формально
- ничего не знают о спорте, но находятся в списках.
Это неправильно, в западном мире такого нет.
Почему я так говорю? Я жил в Канаде 10 лет, и там
занимался проведением соревнований. Там работают
люди, которые действительно знают дело, и они стоят
на позиции руководителей. У нас же, в Казахстане
и России, очень сложно руководить человеку, который
не знает предмета. Соответственно, здесь люди столкнулись
с той же проблемой.
Преодолением этой сложности этот этап мне и запомнился,
здесь работали действительно люди с опытом, как
Агнешка. У нее 11-летний опыт подготовки и проведения
соревнований, она организовала два центра, которые
проводят этапы Кубка мира. Она самостоятельно сделали
все с нуля и до того, что есть сейчас. «Туром Польши»
начался Гран-при, и под началом Агнешки там все
и проходило.
Я не вижу, что ее работа была отмечена должным образом
в Алматы. Конечно, люди, которые видели, что она
работала, высказали слова благодарности. Я не думаю,
что локальный организатор понимает должным образом
значимость присутствия этого человека. Это одно
из немногих, что я могу выделить.
- На соревнованиях были сложности?
- Во время соревнований был сильный попутный ветер,
недавно в горах выпал снег. В тренировках у нас
был встречный ветер, а во время соревнований - попутный,
что мешает спортсменам. Учитывая, что был новый
организатор и что тренировки в вечернее время не
проводились, немногие знали о том, какие стартовые
ворота нужно использовать для спортсменов.
Мы проводили соревнования с попутным ветром 3-4
м/с, что достаточно высокий показатель. Это не влияет
на безопасность, потому что ветер был ровный попутный,
а не боковой. Но нам пришлось поднимать стартовые
ворота и увеличивать скорость до параметров полетных
трамплинов - 96-97 км/ч. Хотя на Кубке мира и Гран-при
в стандартных условиях скорость чуть выше 90 км/ч.
Поэтому она была завышена сильно.
Но этого требовали условия, чтобы были далекие прыжки.
Так называемую дистанцию жюри (95% от отметки HS)
в 133 метра достигло всего два спортсмена, а дистанция
жюри нужна для того, чтобы принять решение о смене
стартовых ворот. Это, конечно, вызвано тем, что
не знали еще этот объект, как он себя в летнее вечернее
время, когда в горах выпадает снег.
В прошлом году в Алматы проходил Континентальный
кубок, но это было в дневное время. Но это опыт:
для FIS, для членов жюри. Какие-то рекомендации
будут высказаны на официальном уровне чуть позже.
- В основных соревнованиях были падений после судейской
линии (самым страшным выглядело падение Михаэля
Ноймайера), почему такое случилось?
- Есть особенности нового организатора. Я знаю,
что на месте, где произошли падения (при переходе
с пластикового покрытия на траву), организатору
пришлось поменять травяное покрытие несколько раз.
Потому что очень сильное солнце в Алма-Ате, и выгорала
трава. Высота травяного покрытия была чуть выше,
чем это нужно. Конечно, это можно было предусмотреть
и укоротить покрытие. Было видно, что покрытие было
выше, чем требуется, но во время тренировок не было
замечаний. Назовем это небольшой оплошностью, которая
на данном этапе позволима.
В отчете технического делегата это все будет учтено,
организаторам будут даны рекомендации, чтобы переделать
зону, где произошли падения. Это не делается в течение
быстрого времени. Нужно снизить уровень дерна, который
находится на объекте. В будущем будем предотвращать
подобные падения.