Как вы догадались, эта цитата из всеми любимого
советского мультика про "мужчину в самом расцвете
сил". Наверное, каждый из нас всегда немного
завидовал Карлсону - его пропеллеру за его спиной
и умению летать.
Еще с самых древних времен люди хотели подражать
птицам. Не один ученый посвятил свою жизнь попыткам
покорить воздушное пространство: в свое время были
изобретены воздушный шар, парашют, дельтаплан, самолет...
Но мало кто слышал об Олафе Рюэ. Этот норвежский
офицер стал первым в истории летающим лыжником.
Сейчас, спустя два века, прыжки на лыжах с трамплина
- один из самых популярных зимних видов спорта в
Европе, который был включен в программу еще первых
Олимпийских игр.
Российским традициям прыжков на лыжах с трамплина
в этом году исполняется ровно сто лет. Но, увы,
популярность летающих лыжников в нашей стране не
так высока. Самый титулованный действующий спортсмен
сборной России Дмитрий Васильев отмечает, что такое
положение дел связано преимущественно с отсутствием
трамплинов, соответствующих международным стандартам.
- После 90-х годов не только прыжки на лыжах с трамплина
находились не в той кондиции, в которой хотелось
бы. Причины все мы знаем - прежде всего, это недостаток
финансирования. Спортивная индустрия развивалась
очень быстро, появлялся новый спортивный инвентарь,
причем дорогой. А на него не хватало денег, - рассказывает
генеральный секретарь российской Федерации прыжков
на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, а по совместительству
и замначальника спортивного комплекса "Воробьевы
горы" Андрей Шишлаков.
- А сейчас как с финансированием, в частности детского
спорта?
- Значительно лучше. Естественно, хочется, чтобы
было еще лучше, но для тех задач, которые ставятся,
это вполне достаточно.
Шишлаков и прыжки на лыжах с трамплина вещи, наверное,
неразделимые. Он и сам в молодости занимался этим
видом спорта, а потом был ведущим, главным, государственным
тренером, директором исполкома федерации. Сейчас
Андрей Константинович помогает развитию детского
спорта.
- Отсутствие инвентаря требуемого качества для многих
детских школ - большая проблема. Инвентарь этот
ведь очень дорогой. Для того чтобы снарядить одного
ребенка, нужно около тысячи долларов, - отмечает
он.
Дети, которые занимаются в русской горнолыжной школе
"Столица", которая находится на улице
Косыгина, с такой проблемой не сталкиваются. Департамент
физической культуры и спорта города Москвы, в чьем
ведении и находится школа, не только дает возможность
юным спортсменам заниматься бесплатно, но и снабжает
лыжников всем необходимым инвентарем.
- С открытием отделения по прыжкам в январе 2010
года мы сразу приобрели 46 комплектов спортивного
инвентаря для детей. Дети полностью обеспечены -
лыжами, ботинками, креплениями, комбинезонами, очками,
шлемами и перчатками. Есть все необходимое для того,
чтобы заниматься полноценно и эффективно, - рассказывает
Шишлаков, отмечая, что без руководителей школы все
это было бы невозможно.
Всего в Москве есть пять секций, в которых воспитывают
юных летающих лыжников. Но детей в РГШ "Столица",
несмотря на молодость отделения, чуть больше, чем
в других школах - около ста человек.
- Изначально у нас идет горнолыжная подготовка,
а потом постепенно переходим на прыжковый инвентарь.
Для прыжков ведь нужны не только особые лыжи, но
и даже ботинки. Обувь совершенно отличается от той,
которую используют в горных лыжах, - рассказывает
молодой тренер "Столицы" Максим Осипов.
- Почему вы решили стать тренером?
- Если честно, то я не представляю себя и своей
жизни без этого вида спорта. Я с детства сам профессионально
занимался и всегда хотел работать тренером в дальнейшем,
поэтому и пошел в спортивный университет. А сюда,
в "Столицу", пришел, потому что здесь
созданы все условия для развития нашего вида спорта.
У немецкого философа Ницше есть такое изречение:
"Кто хочет научиться летать, тот должен сперва
научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить,
и танцевать: нельзя сразу научиться полету!"
И, действительно, детей далеко не сразу пускают
на большие трамплины. Начинают ребята занятия с
общефизической подготовки, потом переходят на 10-метровый,
затем 20-метровый трамплин, потом - на 40 метров
и только конечная стадия - большой трамплин высотой
в 72 метра.
- Наш десятиметровый трамплин правильный, двадцатиметровый
трамплин - нормальный, сорокаметровый - относительно.
А вот большой трамплин нужно приводить в порядок.
Дело в том, что в Европе трамплины становятся все
более пологими, а наши, российские, наоборот, более
глубинные. Гора разгона на нашем большом трамплине
полностью соответствует всем необходимым требованиям.
Нам нужно немного изменить кривую горы приземления
с тем, чтобы трамплин по своим характеристикам стал
соответствовать тем требованиям, - говорит Шишлаков.
Работы по реконструкции большого московского трамплина,
которому уже почти 60 лет, сейчас ведутся. Уже были
отремонтированы раздевалки для спортсменов, сделано
искусственное освещение и покрытие - для круглосуточного
и круглогодичного использования. Сейчас ремонтируют
лифт.
В одном Шишлаков уверен - воспитать олимпийского
чемпиона на московском большом трамплине вполне
возможно: "Я убежден, что на этом трамплине
спортсмена можно научить прыгать. А уже поправить,
довести до необходимой кондиции можно на европейских
трамплинах. Если же спортсмен никогда не прыгал
в район 80 метров, то ему можно дать золотой инвентарь,
поставить современный трамплин, все равно не факт,
что он улетит намного дальше. Человек должен уметь
летать".