У нас есть шанс переплюнуть знаменитое «Турне
четырех трамплинов».
Прыжки с трамплина и лыжное двоеборье - одни из
самых болезненных точек российского зимнего спорта.
Скажите, разве можно назвать нормальной ситуацию,
когда пропуск ванкуверской Олимпиады из-за травмы
одним-единственным человеком - пусть даже лидером
нашей прыжковой сборной Дмитрием Васильевым - лишает
нас шансов на медаль Игр в командном турнире, не
говоря уже о личных соревнованиях? О позорных результатах
российских двоеборцев в Ванкувере даже и вспоминать
не хочется. Но, если отбросить эмоции, на последних
зимних Играх мы получили именно то, чего заслуживали.
О каких олимпийских медалях можно мечтать, когда
в огромной стране нет ни одного сертифицированного
Международной федерацией лыжного спорта (FIS) трамплина,
о соревнованиях топ-уровня на российских просторах
давно позабыли, а двумя престижными олимпийскими
видами спорта занимаются единицы? Тут уж, извините,
никакой иностранный специалист, будь он хоть трижды
Вольфганг Штайерт, не поможет, работай он с нашей
прыжковой сборной даже не шесть, а три раза по шесть
лет!
Счастливы на треть
«Сейчас у нас есть четкое осознание того, что задача
вывода обоих смежных видов спорта из тупика может
иметь исключительно комплексное решение, - говорит
президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного
двоеборья России Александр Уваров, избранный на
этот пост после Игр в Ванкувере. - С этой целью
была разработана и принята программа развития обеих
олимпийских дисциплин в России на период до 2020
года. В ней ясно указаны ориентиры, на основании
которых предстоит принять федеральную и региональные
целевые программы развития прыжков с трамплина и
лыжного двоеборья».
Каковы эти ориентиры? Во-первых, Советом по физической
культуре и спорту при президенте РФ определены так
называемые базовые регионы (всего их 11), в которых
есть традиции и условия для развития этих видов
спорта. Для прыжков это Москва, Санкт-Петербург,
Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Свердловская
области, Красноярский край, Кемеровская область
и Магадан. Для двоеборья - Татарстан и Ленинградская
область, а также упомянутые Башкортостан, Красноярский
край и Свердловская область.
Во-вторых, как известно, для создания эффективной
системы воспроизводства того или иного вида спорта
необходимо, чтобы им в стране занималось не менее
10 тысяч человек (по пять тысяч - прыжками и двоеборьем).
«На сегодняшний день эти цифры в России меньше
в три раза - всего 3500 занимающихся, - продолжает
Александр Уваров. - Причем порядка 70 процентов
из них - начинающие, то есть дети, которые сегодня
приходят на тренировку, а завтра - упал, нос расшиб
и бросил заниматься. Поэтому реально на данный момент
прыжками и двоеборьем в стране занимаются по 600-700 спортсменов».
В-третьих, чтобы обеспечить тот самый минимум занимающихся
в 10 тысяч человек, когда количество начинает переходить
в качество, необходимо иметь не менее сотни трамплинов.
Со спортсменами должно работать по крайней мере
400 тренеров, а не 160, как сейчас. Спортшкол по
видам спорта в стране должно быть не 47 (на сегодня
при детско-юношеских школах работают 22 отделения
лыжного двоеборья и 25 - прыжков с трамплина), а около
ста.
«Разумеется, наша федерация как общественная организация
не может в одиночку принять решение, обязывающее
регионы к его исполнению, - говорит Александр Уваров.
- Обозначенные ориентиры - объединение усилий с
Министерством спорта, региональными и муниципальными
органами власти».
«Русский тур» - мост между Европой и Азией
«Не секрет, что идеальную картину положения дел
в любом виде спорта можно изобразить при помощи
пирамиды, - продолжает Александр Уваров. - Ее вершина -
соревнования международного уровня, спорт высших
достижений, а основание - массовый спорт. Относительно
прыжков с трамплина и двоеборья пирамида должна
строиться на таких условиях: на каждый трамплин
международного класса должно быть четыре-шесть трамплинов
регионального уровня и около 20 детских - на три,
пять, десять, пятнадцать метров. Только в этом случае
можно будет вести качественный отбор наиболее одаренных
ребят, поступательно поднимать их по этажам пирамиды,
вплоть до высшего уровня».
Параллельно руководство федерации взялось за решение
еще одной глобальной задачи - популяризации прыжков
с трамплина посредством привлечения в Россию соревнований
самого высокого ранга. Правда, пока, по выражению
Александра Уварова, это больше похоже на прожекты.
Но все же, если помечтать…
Итак, в следующем году должен быть сдан в эксплуатацию
трамплин в Нижнем Тагиле. В 2012 м - в Чайковском
и, возможно, к концу года - сочинский. Еще через
год - нижегородский. К 2014 году должны быть введены
в строй комплексы в Кавголово под Санкт-Петербургом
и в Уфе. На 2015 год намечено открытие трамплина
в Красноярске. Кстати, в стадии согласования находится
проект по возведению по соседству с краевым центром,
в Междуреченске трамплина для проведения соревнований
по сверхдальним полетам на лыжах.
«Мы более двадцати лет не проводили у себя серьезных
соревнований, растеряв за это время и опыт, и болельщиков,
и заинтересованность международного сообщества,
- рассказывает Александр Уваров. - А между тем,
нынешний календарь Кубка мира исподволь подталкивает
нас к исправлению сложившейся ситуации. Смотрите:
мировая элита после европейских этапов в Чехии или
Австрии летит за тридевять земель в японские Саппоро
или Нагано, после чего, снова преодолевая множество
часовых поясов, возвращается в Польшу или Финляндию.
Наша задумка - ввести в календарь Кубка мира сразу
семь российских этапов, которые можно было бы объединить
вывеской “Русский тур”. После Европы прыгуны совершают
турне по России: Сочи, Санкт-Петербург, Москва,
Нижний Новгород, Чайковский, Нижний Тагил, Красноярск
или Сахалин, затем плавно перебираются в Японию.
А после дальневосточных этапов - вторая серия “Русского
тура” в обратном порядке! Вопрос в том, сумеет ли
переварить 14 дополнительных этапов мировая прыжковая
элита. Ведь в программе Кубка мира уже сейчас 39
стартов за сезон, а что будет, если их станет 53 !»
От простого к сложному
Разумеется, для реализации столь грандиозной идеи
мало понастроить по всей стране трамплинов, пусть
даже суперсовременных. Нужно создать все условия
для болельщиков и спортсменов, чтобы они захотели
сюда приехать, и убедить чиновников FIS, что они
могут всерьез рассчитывать на Россию как на прыжковую
державу. «Необходимо реализовать медиапроекты, которые
могут принести немалую прибыль, - говорит Александр
Уваров. - Скажем, каждый из европейских этапов Кубка
мира на 60 процентов окупается за счет продажи прав
на телетрансляции. Поэтому и нам нужен хороший медиапродукт,
который можно будет выгодно продать».
Другая проблема - специалисты, судьи и обслуживающий
персонал, которые должны работать на этапах «Русского
тура». Наша федерация уже сейчас озаботилась решением
этого вопроса, заключив с FIS договор о проведении
ряда семинаров для технических работников и судей.
В первую очередь, конечно же, эта работа ведется
с прицелом на Олимпиаду в Сочи. Но на семинарах
будут обязательно присутствовать представители тех
регионов, которые в ближайшее время получат комплексы
трамплинов. В первом из таких семинаров, который
пройдет 23-24 ноября в Москве, принимают участие
около 70 специалистов. Второй запланирован на весну
будущего года в Сочи, третий пройдет в октябре 2011
года в Нижнем Тагиле.
Прежде чем претендовать на попадание в календарь
Кубка мира, российские трамплины пройдут поэтапную
процедуру обязательного тестирования по принципу
«от простого к сложному». Так, нижнетагильский комплекс
осенью будущего года для начала примет летний Кубок
FIS, зимой - этап Континентального Кубка, в середине
2012-го - этап летней серии Гран-при, и только в
зимнем сезоне - 2012/2013 сможет претендовать на
полноценный этап Кубка мира. Аналогичным испытаниям
подвергнется и прыжковый центр в Чайковском, который,
возможно, «догонит» своего нижнетагильского собрата
аккурат через два года, составив ему компанию в
программе мирового Кубка.
А чтобы на домашних этапах Кубка мира (и не только)
российские прыгуны выступали достойно, без помощи
иностранных тренеров - во всяком случае, пока -
никак не обойтись. «Я, как менеджер, не имею морального
права оценивать работу Вольфганга Штайерта в должности
главного тренера российской сборной, - говорит Александр
Уваров. - Тем более что я возглавил федерацию уже
после его ухода в отставку. Но могу сказать, что
уже к марту-апрелю будущего года к руководству сборной
должна прийти целая группа квалифицированных специалистов
из-за рубежа, в связке с которыми обязательно будут
работать и российские тренеры. Что касается лыжного
двоеборья, то здесь ситуация уже прояснилась. С
первой сборной сейчас работает знаменитый финн Юкка
Карьялайнен, с юниорами - поляк Лех Пахвала. По
мнению экспертов, российские двоеборцы вполне могут
вмешаться в борьбу за медали уже на Олимпиаде в
Сочи».
|Кстати
Наряду с базовыми регионами, в программе развития
прыжков с трамплина и лыжного двоеборья названы
и перспективные. Для прыжков это Карелия, Татарстан,
Удмуртия, Краснодарский край, Калужская, Кировская,
Ленинградская, Московская, Мурманская, Оренбургская,
Томская, Челябинская области, Сахалин. Перспективными
с точки зрения развития лыжного двоеборья могут
быть признаны Москва, Санкт-Петербург, Пермский
и Краснодарский края, Кемеровская, Кировская, Московская,
Нижегородская, Мурманская, Томская и Челябинская
области.
Таким образом, уже сейчас можно выделить четыре
крупных региона (Поволжье, Урал, Сибирь и северо-запад),
где сосредоточены основные «точки роста» прыжков
с трамплина и лыжного двоеборья в России. Ведется
строительство трамплинных комплексов в Нижнем Тагиле
(Свердловская область), Чайковском (Пермский край)
и Сочи. На этапе проектирования находится нижегородский
спорткомплекс, а центры в Башкортостане, Санкт-Петербурге
и Красноярском крае проходят предпроектную стадию.
На Сахалине построен трамплин К70, в следующем году
ожидается ввод в строй трамплина К90.
|Кстати
Очевидно, что прыжки с трамплина и лыжное двоеборье
- весьма дорогостоящие виды спорта. Немалых денег
стоит все: от обмундирования спортсменов до собственно
трамплинных комплексов. Например, экипировка одного
спортсмена на сезон обойдется в среднем в тысячу
евро. А комплекс трамплинов в Нижнем Тагиле «потянет»
на 1,87 млрд рублей. Спорткомплекс в Чайковском
требует еще более внушительных вложений - порядка
4 млрд рублей, но это с учетом строительства здесь
также горнолыжной и лыжероллерной трасс.
Понятное дело, обеспечить финансирование всех этих
дорогостоящих проектов под силу только государству.
Единственное исключение - возведение олимпийских
трамплинов в Сочи, которое взял на себя частный
инвестор. Основное же бремя по превращению сказки
под названием «Русский тур» в быль ложится на плечи
федерального и региональных бюджетов.