Корреспондент "Спорт-Экспресса" побывал
в Нижнем Тагиле, где близятся к завершению работы
по возведению уникального комплекса.
Среди непышного ряда городов-побратимов Нижнего
Тагила нашлось место и Чаттануге. Той самой, о которой
пели в культовой американской киноленте "Серенада
Солнечной долины". Интересно, тагильчане и
чаттануговцы о своем братстве догадываются? Коль
забросит судьба в штат Теннесси, непременно постараюсь
узнать.
Но общее у двух городов при желании отыскать, безусловно,
можно. Нижний Тагил и Чаттануга своего рода колыбели
железнодорожного транспорта. В Городе ссыльных отец
и сын Черепановы собрали когда-то первый российский
паровоз, ну а Чаттануга вошла в историю как предполагаемое
место финиша первых гонок на поездах.
Именно сюда, уходя от погони на угнанном конфедератском
составе, отчаянно стремились добраться лихие северяне
времен Гражданской войны, пращуры Стивена Сигала.
К сожалению для себя, неудачно.
* * *
Прибыл корреспондент из душной столицы в Нижний
Тагил - и обомлел. Всего два градуса, ливень то
и дело сменяется обильным снегопадом. Ай да май!
- Это еще что, - успокаивали меня местные. - Вот
когда в июне 95-го снег повалил, это да! Провода
срывало, кровлю… А минувшая зима, кстати, выдалась
самой суровой аж с 1924-го.
Со смерти Ленина, выходит. Край настоящих зим и
чистых сугробов в рост. Представляю тот день, когда
на уральскую землю ступит нога Симона Амманна.
"А что ж эти русские говорят, будто у них трамплинов
нет", - недоверчиво покосится Гарри Поттер
прыжков на красавец К-120 и вразвалочку побредет
к подъемнику. Который пока в проекте. Зато шахта
для лифта готова, а веселый скрежет сварки и шум
отбойных молотков отбрасывают сомнения: уложимся
в срок!
* * *
В начале восемнадцатого века один из крестьян Никиты
Демидова нашел на горе Высокой медь. Сие событие
по большому счету и послужило началом городу. Одна
из здешних поговорок не без грусти констатирует:
"Была гора Высокая, стала яма глубокая".
А совсем неподалеку - гора Долгая, которой суждено
стать опорным пунктом возрождения традиций отечественных
прыжков и двоеборья.
Резонный вопрос: почему именно Нижнему Тагилу уготована
подобная честь? А причин тому много. "Дедушкины"
трамплины впервые появились здесь в 60-х. Самый
большой, К-120, был выполнен, правда, с большими
отклонениями от проекта. Зато К-90 получился удачным
и на долгие годы стал Меккой для отечественных прыгунов:
большинство внутренних соревнований проводилось
именно тут.
Сборная России, к слову, окончательно покинула Нижний
Тагил и перебралась в европы лишь по завершении
позапрошлого олимпийского цикла. Говорят, тогдашний
шеф-тренер команды Вольфганг Штайерт, с энтузиазмом
ехавший поглядеть на лучшую российскую базу, когда
увидел ее, возжелал как можно скорее оттуда сбежать.
Еще бы: на дворе 2006-й, а гигантская зимняя держава
располагает лишь архаичными глубинными трамплинами,
переходить с которых на современные абсолютно бесполезно.
Техника прыжка на тех и других разнится, как по
весне игра в футбол на "Сантьяго Бернабеу"
и российских "аренах". Не зря же один
из лучших прыгунов мира Дмитрий Васильев, вынужденный
приезжать сюда на чемпионаты страны, хороших результатов
в Нижнем Тагиле никогда не показывал. По сути, прыжки
с наших трамплинов и с европейских - два разных
вида спорта.
Зато рельеф склона горы позволяет без серьезных
проблем установить здесь трамплины под необходимым
наклоном в 37 градусов. И финишная прямая здесь
выдержана как надо.
Ветровые нагрузки на Долгой минимальны. Четыре трамплина
закрыты почти с четырех сторон. Как рассказали вашему
корреспонденту, за шесть последних лет функционирования
старых трамплинов из-за ветра был отменен всего
один старт. Показатель, что и говорить, очень хороший.
В ощутимый плюс Нижнему Тагилу стоит записать и
расположение города. Это географический центр России,
добраться туда не проблема. Хоть с Востока кати,
хоть с Запада. Сели на поезд в Москве, по дороге
забрали коллег-прыгунов из Кирова, Нижнего Новгорода
и Уфы. А для сибиряков место вообще идеальное. Комфортно
и удобно.
Погодные условия для московского корреспондента
может и чересчур суровы, зато для вида спорта -
крайне благоприятны. Среднегодовая температура в
Нижнем Тагиле - минус три градуса. Среднеянварская
- минус 15. В середине сезона проводить этап Кубка
мира здесь, может, и не стоит, но в начале или в
конце - завсегда пожалуйста. В том же Ханты-Мансийске,
где климат еще жестче, биатлонный Кубок мира свой
многоступенчатый путь как раз и завершает.
Ну а морозостойким российским спортсменам тагильские
трамплины будут рады с ноября и до середины апреля.
В мае планируют стелить летнее покрытие - и снова
в полет. Тяжело в ученье, легко в бою.
* * *
Работы на базе пока еще много. Если трамплины почти
готовы, то лыжный стадион ждет своей очереди. Сей
объект, кстати, включит в себя четыре трассы - две
с протяженностью круга в 3750 м и две - с 2500 м.
Для одних подберут жесткий рельеф, для других -
мягкий. Уровень будущих трасс таков, что они вполне
могут принять этапы Кубка мира по лыжным гонкам.
- Почему бы, кстати, и биатлонный комплекс не забабахать?
- спросил ваш корреспондент Евгения Фрея, директора
СДЮШОР "Аист", заказчика стройки.
- Согласно технике безопасности, стрельбища должны
быть установлены не ближе чем в двух километрах
от населенного пункта, - объяснили мне. - А наш
комплекс, как видите, расположен непосредственно
в городской черте.
Трамплины окаймлены двумя трибунами - центральной
и боковой. Первая, оборудованная подтрибунными помещениями
и комментаторскими кабинами, сможет разместить 1240
человек, вторая рассчитана на 840 мест. Освещение
на стадионе - 1200 люкс. Из специально вырытого
неподалеку озера к трамплинам ведут две параллельные
трубы - для оснеживания и пожаротушения.
Парковка, признаюсь, заставила меня слегка призадуматься.
Не она сама, вернее, а ее вместимость - 666 машин.
- Почему число выбрано такое любопытное? - спросил
я Фрея.
- Ну… Так уж получилось, - с растерянной улыбкой
развел руками директор.
* * *
Чуть ранее к проектированию, а теперь к возведению
подход здесь в высшей степени серьезный. Стараются
удовлетворить любые пожелания. Евгений Фрей раскладывает
на своем столе стопку листочков: это заполненные
ведущими спортсменами страны анкеты. "Самый
удобный, на ваш взгляд, трамплин в мире?" "Клингенталь"
- выведено размашистым почерком Дмитрия Васильева.
Капитан сборной России подошел к опросу основательно.
Все достоинства и недостатки европейских трамплинов
отметил. Где приземление жесткое, где разгон недостаточный.
Фрей обещает важную информацию принять во внимание.
- Разработкой геометрических параметров, "начинки"
трамплинов занимались поляки, - рассказал вечно
спешащий директор. - Техническим заказчиком является
Свердловское областное государственное учреждение
"Управление капитального строительства",
подрядчиком - ООО "Тагилстрой". Область
рассматривает вопрос о внесении изменений в закон
о бюджете, чтобы выделить дополнительные средства
на строительство. Рассчитываем, что деньги будут.
В ином случае не успеем закупить снегоудерживающие
сети, а ведь с приходом холодов снег на бетоне на
таком уклоне держаться не будет… А знаете, что ответили
наши строители, у которых зимой спросили: как же
вы работаете на таком морозе?
- Что?
- Да разве ж минус двадцать - это мороз?!
- Сильные люди.
- Вот-вот.
Уральский мужик вообще особенный. Если взялся за
работу, то делает ее основательно. До победного
конца.
* * *
Гора Долгая одета в густую дубраву. Совершил прыжок
- и в лесок: перекурить. В прыжках с трамплина курение,
понятное дело, не поощряется, но и не слишком возбраняется:
работа нервная, местами даже опасная.
Одно время город имел в стране дурную славу: зоны-то
крепились одна на одной. Встретить на дороге лихих
людей - не самое приятное дело.
- Хлебнули горя в 90-е, чего уж там… - вздыхают
местные жители.
Сейчас, говорят, колоний заметно поубавилось. И
это правильно.
В центре города на постаменте паровозик Черепановых.
Дедушка "Сапсана". Напротив - знаменитая
"тридцатьчетверка" - гроза фашистских
захватчиков. Горожане должны помнить о своей истории.
Не удивлюсь, если когда-нибудь здесь появится и
памятник трамплину. По крайней мере, объекты для
прыжков ну просто обязаны стать визитной карточкой
города. Масштаб комплекса потрясает воображение
до такой степени, что сигануть с трамплина хочется
самому. Да кто пустит.
* * *
- Рад, что реализация грандиозного проекта близка
к завершению, - поделился эмоциями президент Федерации
прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья
России Владимир Славский, главный идеолог и энтузиаст
стройки. - Впервые в истории Советского Союза и
России мы получим в пользование собственную базу
такого уровня. Уверен, это будет лучший комплекс
в Европе. Уже в ноябре собираемся просмотреть здесь
большую группу резервистов с прицелом на Сочи. В
свое время министр спорта Виталий Мутко четко постановил:
либо не строить, либо строить, но так, чтобы все
было серьезно. Огромное ему спасибо. Да, есть некие
вопросы по финансированию: необходима слаженная
работа Министерства спорта и руководства области.
На базе нет ничего лишнего, однако есть все необходимое.
Жилые комплексы, восстановительный центр. Крайне
продуманное наполнение.
* * *
На пригорке справа от трамплинов - мрачноватое трехэтажное
здание. Это судейская. На первом этаже - комнаты
для допинг-контроля. Сколько спортсменов на трясущихся
ногах пройдут по этим суровым помещениям?..
Дмитрий ОКУНЕВ, Нижний Тагил - Москва. "Спорт-Экспресс",
21.05.2010