Меню

На главную

Новости


Лыжное двоеборие. Образование – проблемы и перспективы

«Мы все учились понемногу

чему-нибудь и как-нибудь!»

А.С. Пушкин.

«И у врага дозволено учиться».

Овидий

Обсуждая проблемы российского двоеборья, довольно часто на различных интернет-форумах люди предлагают – давайте построим в России 100 трамплинов, и «будет нам счастье». Не вдаваясь в финансово-экономическую часть этого предложения, хочется спросить – кто, как и чему будет учить на этих трамплинах?

На сегодня по данным статистики в России начитывается 79 штатных тренеров по лыжному двоеборью. Из них только около 60% имеют высшее физкультурное образование. При этом практически все эти тренеры сами были двоеборцами или прыгунами. Образование они получали в бытность спортсменами, когда обучению могли уделять минимум времени.

Но самое печальное, что имеющийся уровень отечественного спортивного образования с каждым годом все более отстает от уровня аналогичного образования других стран – Германии, Австрии, Словении и т.д. Во всяком случае, это утверждение справедливо по отношению к лыжному двоеборью.

Ведь за последнюю четверть века в нашей стране не подготовлено ни одного учебно-программного документа, не выпущено ни одного серьезного учебного пособия по нашему виду спорта. Содержание существующих ВУЗовских учебных программ, в лучшем случае соответствует уровню 80-х годов прошлого века. По сути, сейчас те немногочисленные выпускники российских спортивных ВУЗов, которые желают специализироваться в двоеборье, покидая свои «Almamater», изначально отстают в уровне профессиональной подготовки от своих зарубежных коллег. Именно поэтому одной из важнейших задач на сегодня является восстановление системы подготовки и переподготовки тренерских кадров в нашем виде спорта.

Для решения этой задачи Федерацией прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России предлагается путь, которым в свое время пошел Петр I. Великий реформатор «дабы извлечь недорослей из тьмы невежества», создавая систему отечественного образования и науки, не стеснялся пользоваться зарубежным опытом. «Европейские соседи» при этом считались одновременно и соперниками, и учителями. Результатом такого подхода стало не просто создание российской научной элиты и построение системы образования – XVIII век стал временем расцвета российской цивилизации, науки и литературы.

Мы начали с семинаров — в прошедшем сезоне по инициативе и при непосредственном участии нашей Федерации была проведена целая серия учебных семинаров. Несколько семинаров по актуальным вопросам подготовки в прыжках на лыжах с трамплина провел специалист с мировым именем – Б. Йост, являющийся профессором Люблянского университета и главным консультантом сборной Словении по прыжкам на лыжах с трамплина.

Как показал опыт, такие семинары являются необходимыми, но недостаточными условиями для решения задачи повышения профессионального уровня наших тренеров. Поэтому следующим этапом восстановления системы подготовки тренерских кадров стала разработка новых современных учебных программ для факультетов повышения квалификации (ФПК) и спортивных ВУЗов, готовящих, в числе прочих, и тренеров по лыжному двоеборью.

За основу была взята используемая в ведущих университетах Европы система ENSSHE (European Network of Sport Sciences inHigher Education – Европейская сеть спортивной науки в высшем образовании). Именно на базе этой системы была разработана 3-уровневая 5-ступенчатая программа подготовки тренеров, успешно применяемая в Люблянском Университете (Словения). В настоящее время эта программа адаптируется специалистами Чайковского государственного института физкультуры (ЧГИФК) под требования отечественного законодательства в сфере образования.

Предполагается, что с началом предстоящего учебного года указанная программа будет запущена в ЧГИФК в «пилотном» варианте и для ФПК, и для бакалавриата. При этом будет апробироваться не только содержание программ, но и способы подачи учебного материала, например, с использованием системы MOODL (Modular ObjectOriented Dynamic LearningEnvironment – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которая широко используется в Европе и уже начала применяться в России для организации онлайн-обучения.

Такая форма учебного процесса, помимо всего прочего, позволит привлекать для преподавания «громкие» имена – от известных профессоров российских и европейских спортивных университетов, до элитных тренеров ведущих команд мира. Это, в свою очередь, позволит студентам – действующим спортсменам, находящимся на учебно-тренировочных сборах или соревнованиях, не выпадать из учебного процесса, слушать лекции, участвовать в семинарах и своевременно готовиться к сдаче зачетов и экзаменов.

Помимо собственно образовательного процесса существуют и другие методы повышения квалификации тренеров. Известно, что чрезвычайно эффективными в этом смысле являются практические занятия под руководством высокопрофессиональных специалистов. С этой точки зрения очень важным является организация стажировок российских тренеров в центрах подготовки прыгунов и двоеборцев стран-лидеров, например, в Обервизентале (Германия), в Штамсе (Автсрия) или в Планице (Словения).

Несмотря на то, что организация подобных стажировок является весьма серьезным мероприятием с финансовой точки зрения, основным лимитирующим фактором остается «языковой барьер» — недостаточный уровень знаний иностранных языков нашими специалистами.

Следует отметить, что «отсутствие языка» у большинства отечественных преподавателей и студентов-спортсменов становится все более серьезной проблемой. Дело в том, что одним из основных трендов современного мира, своего рода мейнстримом (mainstream — основное течение) является коммуникация и свободный обмен информацией. Это особенно характерно для таких отраслей как наука и образование. Общемировым языком общения является английский. Поэтому незнание языка автоматически приводит к выпадению из упомянутого мейнстрима и неизбежному отставанию и в науке, и в образовании. Следовательно, помимо специальных предметов, особенное внимание в образовательном процессе должно быть уделено изучению иностранных языков.

Тем не менее, работа по организации стажировок ведется, и, будем надеяться, в следующем году нам удастся направить на стажировку в один из зарубежных центров небольшую группу отечественных детских тренеров.

К сожалению, то, что разрушалось десятилетиями, невозможно восстановить за год. Восстановление и модернизация отечественной системы подготовки и переподготовки тренерских кадров в лыжном двоеборье потребует достаточно много времени и сил. Но как гласит древняя китайская мудрость – «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Хочется надеяться, что описанные выше начинания в области образования, будут тем первым шагом, с которого начнется построение современной, научно-обоснованной, высокотехнологичной системы подготовки тренеров в лыжном двоеборье России.

Вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России

А.А. Беккер

Поделиться
Класс!