Меню

На главную

Новости


Его назвали Эдди Эдвардс — история Эспена Бредесена

После Олимпийских игр 1992 года в Альбервиле норвежские СМИ сравнили его с Эдди Эдвардсом. Оба индивидуальных соревнования он закончил в самом низу таблицы результатов. Но прыжки с трамплина – очень странная дисциплина. Через год он стал лучшим в мире и начал свое триумфальное шествие по трамплинам.

Как Эдди Эдвардс

В ходе вышеупомянутых игр судьи, оценивающие стиль участников, «допускали» прыгунов, выполняющих как V-образный, так и классический стиль. Эспен Бредесен прыгал за несколько недель до соревнований, ставя лыжи параллельно. Не было необходимости менять схему полета в столь критический момент. Однако норвежец хотел быть «прогрессивным» и перед отъездом во Францию ​​начал приводить лыжи в V-образную форму. Это было большой ошибкой. Прыгун из Осло совершенно испортил свою технику и сыграл довольно бесславную роль статиста во время игр. Он был последним на трамплине К-90, а во второй серии совершил самый короткий прыжок дня – 65 метров. Он проиграл, среди прочего, болгарину и румыну. На большом трамплине он занял 57-е место и обогнал лишь одного конкурента. Официально было два, но только потому, что немец Хайко Хунгер не присоединился к соревнованиям во второй серии, поэтому воспринимать его всерьез сложно. Интересно, что Бредесен проснулся к командному зачету и потянул за уши слабеющую сборную Норвегии. В индивидуальном зачете он финишировал в самом начале второй десятки, а его команда финишировала лишь на 7-м месте. Тем не менее, он закончил сезон на относительно оптимистичной ноте, заняв 11-е место на чемпионате мира по полетам на лыжах в Гаррахове.

Путь к вершине

Сезон 1992/93 выдался для него довольно необычным. Он стартовал неплохо, заняв места в первой и второй десятке. Он блистал накануне главного события сезона, во время полетов на Кульме, где  занял 4-е и 6-е места и в последний момент вошел в широкую группу фаворитов на медаль чемпионата мира в Фалуне. Он привез из Швеции две золотые медали в индивидуальных соревнованиях на большом трамплине и в командных соревнованиях, а затем доминировал в конце сезона Кубка мира, выиграв три последних соревнования.

Однако годом ранее он проиграл румыну и болгарину. Действительно, прыжки — очень странная дисциплина. Но на такое положение дел во многом повлиял новый тренер сборной Тронд Ёран Педерсен, который с нуля организовал норвежские прыжки с трамплина на сезон 1992/93.

Зима 1993/94 года ознаменовалась ожесточенным соперничеством между Бредесеном и Йенсом Вайсфлогом, который возвращался в отличную форму. Первым ярким событием этой битвы стало 42-ое Турне четырех трамплинов. Первое соревнование выиграл немец, вторую станцию турне — норвежец. К середине дистанции преимущество в генеральной классификации серии составляло всего пол-очка в пользу опытного Вайсфлога. Андреас Гольдбергер побеждает в Инсбруке благодаря взрывному прыжку, который он исполнил в первой попытке – 114,5 метра стали новым рекордом Бергизеля. Вайссфлог занял второе место, а Бредесен, у которого день был немного слабее, финишировал пятым. Перед решающим соревнованием на трамплине Пауля Аусселяйтнера преимущество олимпийского чемпиона Игр в Сараево над прыгуном с трамплина из Скандинавии составляло 12,2 балла. Так что это казалось относительно безопасным.

Афера Оттесена?

Однако никто не мог предсказать, что произошло в Бишофсхофене. Ситуация из финальной серии вошла в историю как, по мнению многих наблюдателей события, грубый, яркий пример неспортивного поведения. Перед прыжком Йенса Вайсфлога норвежец Лассе Оттесен так долго ждал своего прыжка, что в конце концов был дисквалифицирован у подножия трамплина. По мнению СМИ и немецких болельщиков, не имея шансов на получение высокого места в итоговой классификации серии (в Инсбруке после провального прыжка он занял последнее место в соревнованиях), он решил помочь товарищу по команде в очень сложной ситуации. Его поведение имело целью отвлечь немца и как бы дождаться для него худших условий. Если это действительно был его план, он сработал идеально. Отвлеченный Вайсфлог набрал всего 113,5 м, что, учитывая прыжок Бредесена в 121,5, лишило его всех шансов на победу в соревновании и турнире. Норвежец выиграл соревнование и весь турнир, немец занял третье место в Бишофсхофене (его обогнал Касаи) и завершил весь этап на втором месте, отстав на восемь очков. «Спасибо, Оттесен, засранец!» — гремел в прессе озлобленный Вайссфлог. Однако позже норвежец отрицал, что его поведение было намеренно направлено против немецкого представителя.

«Я не мог все испортить»

Вторым событием зимы стали Олимпийские игры в Лиллехаммере. В соревновании на большом трамплине Бредесен, лидировавший после первого прыжка, не выдержал напряжения во втором раунде, что благодаря великолепному прыжку Вайсфлога принесло олимпийское золото врагу норвежской публики, а Домашнему фавориту пришлось довольствоваться вторым местом. В личном зачете на меньшем трамплине лучшим был Бредесен, вторым был еще один норвежец, Лассе Отесен, а чемпион на большом трамплине Вайссфлог, с виду человек со стальными нервами, на этот раз сопровождался адскими звуками со норвежской публики во время своих прыжков. Неужели ему не удалось справиться со столь резко неприятной атмосферой своего выступления? Он завершил соревнование сразу за пьедесталом почета, на четвертом месте, а после первого прыжка показал зрителям средний палец.

— Прежде всего, я благодарен судьбе. Лишь немногие спортсмены за свою карьеру имеют возможность принять участие в Олимпийских играх на родной земле. К тому же я был в лучшей форме в своей жизни – лучшей среди всех прыгунов с трамплина в мире. Я выиграл «Турне четырех трамплинов» и лидировал на Кубке мира… Я не мог все испортить, это было бы нерационально. Я ни о чем не жалею, если бы я выиграл соревнование на большом трамплине, я бы не выиграл второе. Было бы слишком много эйфории и отвлечений. И да, я оставался сосредоточенным до самого конца, — вспоминал Бредесен годы спустя в интервью ежедневной газете Dagbladet.

Бредесен выиграл «Хрустальный глобус» в том сезоне, а в конце зимы завоевал серебряную медаль на чемпионате мира по полетам на лыжа. Однако он вернулся домой с бронзовой медалью.

Как это произошло? Об этом он рассказал в интервью Якубу Радомски для портала Onet.pl.

— Это было время, когда люди, решившие заняться прыжками с трамплина, решили остановить стремление побить мировой рекорд в длине прыжка, посчитав это опасным. Чемпионат мира проводился в Планице, на самом большом трамплине, и во время тренировки несколько человек, в том числе и я, превысили длину 200 м. Активисты очень хотели обеспечить безопасность прыгунов и был введен абсурдный регламент, согласно которому прыжок за 191 м. м (это был мировой рекорд, установленный в 1986 году австрийцем Андреасом Фельдером – прим. ред.) за дополнительные метры участники вообще не получали очков. Во второй серии Роберто Чекон улетел на 199 м, и ему было присвоено такое же количество очков, как если бы он приземлился на восемь метров ближе. Абсурд. Итальянец официально занял третье место, а я стал вторым, но при обычных обстоятельствах он был бы вторым. Все это видели и легко могли посчитать. Мне было ужасно, что перед чемпионатом мира судьи не изменили эти бессмысленные и несправедливые правила. Позже они ничего не смогли сделать, поэтому я решил действовать сам. Во время награждения я подошел к Чекону и вручил ему свою серебряную медаль, а он мне бронзовую. Мы обменялись наградами.

Фатальное сальто

Хотя он прыгал еще шесть лет и временами был рядом с лучшим в мире, он так и не приблизился к уровню, который показал в 1993-94 годах. Виновником стало неудачное двойное сальто, выполненное в спортзале, повлекшее за собой болезненное падение и травму, продолжавшуюся на протяжении многих лет.

— Большую часть 1993 и 1994 годов я был лучшим прыгуном с трамплина в мире, и мой план на будущее заключался в том, чтобы оставаться лучшим прыгуном с трамплина как можно дольше. Но потом эта досадная ситуация произошла во время гимнастических упражнений. Я чуть не сломал себе шею, и тогда моя карьера практически закончилась. Сначала я не знал, насколько серьезна ситуация. Началась битва с моим собственным телом. В следующем сезоне я выиграл одно соревнование. Мне удалось побороться и быть в хорошей форме на некоторых соревнованиях, но в целом было много взлетов и падений. Все зависело от того, как поживает моя шея. Один день было хорошо, следующий — совершенно безнадежно, — вздыхает Бредесен.

Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, в сезоне 1996/97 у него был шанс завоевать еще один трофей на крупном турнире. Он лидировал после первой серии соревнований на обычном трамплине в Тронхейме, проходивших в рамках чемпионата мира. Однако во второй серии он совершил ужасный прыжок и опустился на 15-е место.

— Те, кто знаком с трамплином Граносен, знают, что, когда ветер меняет направление, вы ничего не можете сделать. Когда подошла моя очередь, все было кончено. Дитер Тома, прыгнувший передо мной, упал и некоторое время не поднимался. Пришлось ждать, и условия изменились в худшую сторону. Если бы не это событие, я бы, наверное, выиграл, — говорит Бредесен.

От прыжков к мусорной индустрии

В том же сезоне он улучшил свой рекорд в прыжках в Планице. Он достиг 210 метров в Планице, что на один метр больше, чем тремя годами ранее на том же трамплине.

—  Не было ничего важнее, чем победа на Олимпийских играх. Однако в эмоциональном плане большим событием для меня стало установление мирового рекорда по полетам на лыжах. Это было красиво. Какое-то время я считал это величайшим достижением в своей карьере. Но потом я передумал: ничто не может сравниться с олимпийским золотом. Я также помню, что когда я выиграл Холменколлен в 1993 году, на трибунах было 65 000 человек… Это было нереально. Сегодня в Норвегии вы не найдете подобных спортивных мероприятий, — говорит прыгун с трамплина, который повесил лыжи на крючок в 2000 году. Своё последнее очко на чемпионате мира он выиграл на Вельке Крокеве.

После выхода на пенсию он много лет был экспертом NRK, но некоторое время назад оставил эту работу. Бредесен работает в сфере утилизации отходов уже 15 лет. Он является генеральным директором Retura IR, где отвечает за персонал, финансы, устойчивое развитие, покупку и продажу легковых и грузовых автомобилей и многие другие вопросы.

источник skijumping.pl

Поделиться
Класс!